ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ.

Курса первоначальной подготовки бортпроводников

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по ДИСЦИПЛИНЕ

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ БОРТПРОВОДНИКА»

(КЛ СМК АУЦ – ПП БП-12)

МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ – 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел учебного пособия Страницы
Лист регистрации изменений и дополнений.
Введение.
Термины и определения. 5-11
Тема 1. Документы, регламентирующие организацию работы бортпроводников. 12-18
Тема 2. Структура и функции службы бортпроводников. 16-31
Тема 3. Должностная инструкция бортпроводника самолетов ГА. 32-38
Тема 4. Требования, предъявляемые к бортпроводникам. 39-96
Тема 5. Подготовка бортпроводника к рейсу. 97-135
Приложение 1,2 136-150
Список используемой литературы 151-153

 

№ изм. (доп.) Номера страниц Документ, на основании которого вносится изменение (дополнение) Дата внесения Подпись ответственного лица
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Бортпроводник – одна из сорока тысяч профессий, существующих на земле.

Но главное отличие этой профессии заключается в том, что основную деятельность свою бортпроводники осуществляют в замкнутом пространстве не на земле, а в воздухе, на высоте 10000 метров, а это большая ответственность.

 

У бортпроводников две основные роли и задачи: первая и наиболее заметная, которая всегда находится на виду - они представляют авиакомпанию на борту воздушного судна, и от того, как они обслуживают пассажиров, зависит формирование благоприятного впечатления об авиакомпании. Многие при этом считают, что именно обеспечение сервиса - главное направление в работе бортпроводника. Но, согласно требованиям Приложения 6 Конвенции ИКАО о международной гражданской авиации, основной задачей бортпроводников на самолете является обеспечение безопасности полета. И поэтому требования к профессиональной подготовке, к личным качествам бортпроводников очень высокие.

В рамках данного курса будут рассмотрены общие требования по организации работы службы бортпроводников и требования, предъявляемые к бортпроводникам в отношении здоровья, внешнего вида, профессиональной подготовки и перед выполнением полета.

 

При разработке данного конспекта учтены современные требования ИКАО и ИАТА по подготовке кабинных экипажей.

 

Бортпроводник (БП) - это член кабинного экипажа, имеющий действующее свидетельство бортпроводника и назначенный в полет для обеспечения безопасности пассажиров, эксплуатации кабинного оборудования ВС и выполнения сервисных процедур.

Бортпроводник-старший КЭ (старший бортпроводник кабинного экипажа СБКЭ) – это член кабинного экипажа, имеющий действующее свидетельство бортпроводника, прошедший соответствующую подготовку и проверку, имеющий соответственную отметку в Свидетельстве бортпроводника ГА; обеспечивающий соблюдение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и выполнения сервисных процедур на борту ВС.

Бортпроводник – инструктор (инструктор – проводник - бортовой ИПБ) - член кабинного экипажа, прошедший соответствующую подготовку и проверку, имеющий квалификационную отметку инструктора в свидетельстве бортпроводника ГА.

Бортпроводник-стажер - лицо, включенное в «Задание на полет» кабинного экипажа для прохождения тренировки в рейсовых условиях на ВС соответствующего типа, осуществляющее функции под контролем бортпроводника-инструктора.

Бейдж - именной значок, идентифицирующий сотрудника и его принадлежность к компании.

Время отдыха -непрерывный и определенный период времени после периода исполнения служебных обязанностей и/или до него, в течение которого члены летного или кабинного экипажа освобождены от исполнения всех служебных обязанностей .

Годность к летной работе - совокупность признаков, определяющая готовность члена кабинного экипажа к выполнению летной работы в данный период времени на конкретном типе ВС.

«Задание на полет кабинному экипажу» - документ установленной формы, содержащий необходимые сведения о кабинном экипаже и определяющий цель полета

Задержка вылета –перенос ранее планируемого времени вылета ВС на более поздний срок. Время задержки не входит в суточное рабочее время при нахождении воздушного экипажа в специальных помещениях, предназначенных для отдыха.

Кабинный экипаж – члены экипажа, которые в интересах безопасности полета выполняют обязанности, поручаемые им эксплуатантом или командиром ВС, но которые не являются членами летного экипажа.

Клиент–1) лицо, пользующееся услугами учреждения, организации, предприятия; 2) потенциальный пассажир авиакомпании;Применительно
к деятельности авиакомпаний или транспортных предприятий, осуществляющих обслуживание клиентов, используется понятие пассажир.
В рамках данного документа понятия взаимозаменяемы.

 

Критические этапы полета. Периоды высокой рабочей нагрузки членов экипажа. Как правило, это периоды от начала руления до начала набора высоты воздушным судном для выхода на маршрут, а также от последнего этапа снижения и до заруливания воздушного судна на стоянку.

Лётный экипаж (ЛЭ) – члены экипажа воздушного судна, имеющие сертификаты (свидетельства) лётного специалиста и выполняющие обязанности по управлению воздушным судном.

 

Летная деятельность - комплексная характеристика профессиональной деятельности бортпроводника, включающая в себя летную работу, а также профессиональную учебу (в том числе – первоначальное обучение), тренажерную подготовку, все виды предварительной и предполетной подготовки и послеполетные мероприятия.

Летная работа - комплекс работ и действий, выполняемых летным персоналом при выполнении полетов.

Лист оценок - документ установленного образца, удостоверяющий уровень знаний бортпроводника в баллах по необходимым дисциплинам и качество навыков по разработанным технологиям, и содержащий общий вывод о соответствии требованиям, предъявляемым к членам кабинного экипажа.

Лист контрольной проверки ВС – бланк утвержденного образца предназначенный для контроля выполнения последовательных действий
при досмотре бортпроводником пассажирской кабины перед выполнением полета.

 

Минимальный состав кабинного экипажа –состав кабинного экипажа, который устанавливается для обеспечения безопасной и быстрой эвакуации людей, а также выполнения необходимых функций в аварийной обстановке или в ситуации, требующей аварийной эвакуации людей с борта ВС по команде КВС или собственному решению.

Для ВС отечественного производства минимальный состав кабинного экипажа определен РЛЭ. Для ВС иностранного производства минимальный состав кабинного экипажа определяется в соответствии с международными стандартами (Приложение 6 к Конвенции о международной ГА, глава 12).

Оптимальный состав кабинного экипажа– численность бортпроводников, назначенных для выполнения рейса, позволяющая наряду с выполнением функций по обеспечению безопасности предоставить пассажирами сервисные услуги, гарантированные Эксплуатантом.

 

Полет ВС - промежуток времени, в течение которого самолет находится в воздухе с момента взлета до момента посадки.

Полетное время - общее время с момента начала движения ВС за счет собственной тяги с целью взлета до момента его остановки по окончании полета.

Послеполетная работа - работа, выполняемая членами кабинного экипажа с момента выключения двигателей ВС до завершения всех операций, связанных с выполнением задания на полет.

Предварительная подготовка - основной вид подготовки членов кабинного экипажа ВС к выполнению служебных обязанностей в рейсе, в процессе которой проводятся изучение материалов, подготовка документов, отработка действий и контроль готовности бортпроводников.

Предполетная подготовка - этап подготовки кабинного экипажа ВС к выполнению рейса с момента начала предполетного разбора (брифинга) кабинного экипажа до момента запуска двигателей ВС с целью совершения полета.

Проверяющий- лицо, уполномоченное для проведения проверки практической работы, тренировки члена кабинного экипажа или инспекционной проверки в рейсовых условиях.

Продолжительность выполнения задания на полет - время от начала предполетной подготовки до завершения послеполетных работ, обусловленное нормативами рабочего времени, принятыми в Авиакомпании.

Профессиональная подготовка - процесс приобретения, закрепления и совершенствования знаний, навыков и умений с целью выполнения обязанностей бортпроводника на ВС.

Прибытие– время остановки ВС на месте стоянки после окончания руления или буксировки ВС.

Продолжительность рейса - период времени от начала рейса до его окончания с учетом времени стоянки в промежуточных (запасных) пунктах маршрута.

Продукт – комплекс товаров и услуг, которые компания предлагает целевым потребителям как средство удовлетворения их потребностей. Продукт авиакомпании включает перечень услуг, предоставляемый клиенту/ пассажиру на всех этапах обслуживания и во всех точках контакта.

 

Перечень минимального оборудования. Перечень, предусматривающий эксплуатацию воздушного судна в определенных условиях при отказе конкретного компонента оборудования, который составляется эксплуатантом в соответствии с Основным перечнем минимального оборудования для данного типа воздушных судов или более жесткими требованиями.

 

Послеполетный разбор –анализ качества выполнения задания на полет каждым членом кабинного экипажа, проводимый бортпроводником-старшим или проверяющим с целью совершенствования профессиональной подготовленности, предупреждения отклонений и нарушений в работе бортпроводников и устранения выявленных недостатков.

Резервный СБКЭ - член кабинного экипажа, имеющий наибольший стаж работы на данном типе ВС и в авиакомпании, назначается на предполетном брифинге старшим бортпроводником и выполняет его обязанности в случае его недееспособности и несет полную ответственность за их надлежащее исполнение.

Резервный состав СБП – дежурство членов кабинного экипажа с целью предотвращения сбоев планируемых АК полетов, находящихся в распоряжении работодателя в установленном месте с условиями для отдыха при постоянной готовности к выполнению задания на полёт. Экипаж назначается в резерв не более 4-х раз в месяц. Время нахождения членов кабинного экипажа в резерве не должно превышать 12 часов рабочего времени. Допускается дежурство в домашних условиях.

Руководство по летной эксплуатации / Flight Operation Manual(РЛЭ/FOM)- руководство (руководства), утвержденное государством разработчика воздушного судна и содержащее ограничения, в пределах которых воздушное судно должно считаться годным к полетам, и инструкции и информацию, необходимые членам летного экипажа для обеспечения безопасной эксплуатации воздушного судна.

Руководство по производству полетов (РПП) - основной документ авиакомпании, содержащий правила, инструкции и рекомендации для использования эксплуатационным персоналом при выполнении своих обязанностей.

 

«Свидетельство бортпроводника ГА» - документ, официально подтверждающий квалификационный уровень бортпроводника, его права и обязанности.

Служебные обязанности – любые задачи, которые члены летного или кабинного экипажа должны выполнять по указанию эксплуатанта, включая например, служебные полетные обязанности, административную работу, подготовку, перемещение к месту исполнения служебных обязанностей и нахождение в резерве, если оно может вызывать утомление.

Срок действия «Свидетельства бортпроводника ГА» (квалификационные отметки) – период времени, в течение которого бортпроводник может выполнять полёты в составе экипажа в соответствии с действующими нормативными документами.

Стерильная кабина экипажа. На критических этапах полета и во время выполнения всех видов воздушных операций (за исключением крейсерского полета) на высотах ниже 10 000 футов, члены экипажа не должны заниматься посторонними вещами или вести разговоры, не имеющие отношения к обеспечению безопасности полета воздушного судна. В такие периоды времени в кабине экипажа запрещается вести любые, не связанные с основной деятельностью, переговоры.

 

Экзамен (проверка) - процесс сопоставления результатов выполнения работы со стандартом.

Экипаж ВС - состав лиц, которым в установленном порядке поручено выполнение определенных обязанностей по летной и технической эксплуатации ВС, а также по обслуживанию находящихся на нем пассажиров при выполнении задания на полёт.

Эксплуатант – физическое или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное ВС для полётов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

 

Эстафета – время нахождения экипажа в транзитных и конечных аэропортах, планируемое АК из условий производственной необходимости. Во время нахождения на эстафете допускается дежурство членов экипажа в резерве для ликвидации сбоев выполняемых полетов. Соблюдение установленных норм рабочего времени и времени отдыха во время эстафеты членами экипажа обязательно.

1L; 1R; 2L; 2R; 3L; 3R, 4L; 4R– номер, присваиваемый бортпроводнику на время выполнения рейса, за которым закрепляются обязанности и участок работы; соответствует номеру двери воздушного судна.