Структура рынка ценных бумаг

 

Это такой рынок, на котором объектом купли-продажи выступают все виды ценных бумаг, выпущенных (эмитированных) организациями (предприятиями), финансовыми институтами, государством, органами местного самоуправления. Соответственно в рынке ценных бумаг выделяются:

1. Денежный рынок (рынок денежных инструментов), на котором обращаются краткосрочные (до одного года) долговые обяза­тельства, чаще всего это различные платежные и расчетные финансовые документы. Цель выпуска таких ценных бумаг - обеспечение бесперебойности платежного и денежного оборота. Отмечают следующие инструменты денежного рынка: коммер­ческие и финансовые векселя, казначейские векселя, коммер­ческие бумаги, банковские сертификаты, чеки.

2. Фондовый рынок (рынок фондовых инструментов), объектом которого выступают средне- и долгосрочные долговые обяза­тельства, а также бессрочные владельческие (долевые) ценные
бумаги. Основными инструментами этого рынка служат акции и облигации.

3. Рынок производных ценных бумаг, дающих право купить или про­дать по определенной цене и в определенный срок какой-либо иной актив. Природа актива при этом может быть самой разной,
а именно: товарной, финансовой, ценовой.

4. Рынок товарораспорядительных документов, удостоверяющих право владения и распоряжения какими-либо ценностями, нахо­дящимися на ответственном хранении или в процессе транспор­тировки.

Классификационным признаком данной структуры выступает ха­рактер финансовых документов. В более пространном виде подобная классификация представлена в учебном издании Б. М. Ческидова, выделяющего такие обособленные части рынка ценных бумаг, как рынок государственных ценных бумаг, рынок акций акционерных об­ществ, вексельный рынок, рынок долговых частных бумаг, рынок про­изводных бумаг.

С точки зрения движения ценных бумаг можем говорить о первич­ном и вторичном рынках.

Первичный рынок- это эмиссия (выпуск) и продажа новых и по­вторных выпусков ценных бумаг первым владельцам.

Такова первая стадия процесса реализации ценной бумаги; ее появ­ление, обставленное определенными правилами и требованиями. Важ­нейшая черта первичного рынка состоит в полном раскрытии информации для инвесторов, позволяющем сделать обоснованный выбор типа и вида ценных бумаг. Поэтому в литературе встречается заслу­живающее внимания утверждение, что основная задача первичного рынка - сведение к минимуму рисков инвестора.

Вторичный рынок - это свободное обращение ранее выпущен­ных ценных бумаг, под которым понимаются любые акты граждан­ско-правового характера, приводящие к смене собственника цен­ных бумаг.

Это совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течение всего жизненного цикла ценной бумаги. Одна из главнейших черт вто­ричного рынка - его ликвидность, т. е. способность принимать значи­тельные массы ценных бумаг при незначительных колебаниях цен и низких издержках обращения. Обеспечение ликвидности, а также создание условий для торговли, для быстрой реализации ценных бу­маг считают основной задачей вторичного рынка. Именно на нем про­исходит формирование и регулирование рыночных цен в условиях по­стоянно меняющейся конъюнктуры.

Если обращение осуществляется на основе твердых и устойчивых правил между лицензированными профессиональными участниками, то это рынок организованный, представленный в основном фондовыми биржами. Помимо биржевой торговли ценными бумагами, существу­ет внебиржевой рынок ценных бумаг, чаще всего рассматриваемый как неорганизованный, т.е. без соблюдения единых для всех участников правил. В то же время следует отметить, что ряд авторов считает, что внебиржевой рынок может быть как организованный, так и неоргани­зованный. Представляется, что данный подход более корректен и то­чен. Это тем более важно, что российское законодательство, регулиру­ющее рынок ценных бумаг, в частности, в отношении деятельности по организации торговли, трактует ее именно в данном смысле.

Торговля ценными бумагами может осуществляться на традицион­ных и компьютеризированных рынках. В последнем случае она ведется через компьютерные сети, объединяющие соответствующих фондовых посредников в единый компьютеризированный рынок, характерными чертами которого служат:

• отсутствие физического места, где встречаются/продавцы и по­купатели, и, следовательно, отсутствие прямого контакта между ними;

• полная автоматизация процесса торговли и его обслуживания; роль участников рынка сводится в основном только к вводу сво­их заявок на куплю-продажу ценных бумаг в систему торгов.

Значимым с точки зрения организации исполнения сделок являет­ся выделение кассового и срочного рынка. На кассовом рынке ценных бумаг («кэш» - рынке или «спот» - рынке) заключаются сделки с немед­ленным сроком исполнения в течение 1-5 рабочих дней. На срочном рынке заключаются сделки со сроком исполнения, превышающим 4 - 5 рабочих дней, чаще всего в течение 1-6 месяцев.

Это так называемые традиционные классификации структуры рын­ка ценных бумаг.

Существуют и другие, например, классификация, приведенная в ука­занном ранее учебном пособии, изданном в Ростове-на-Дону. Его авторы выделяют такой признак классификации, как применяемая технология торговли. И называют, в частности, стихийный, простой аукционный, онкольный, непрерывный аукционный, двойной аукци­онный и дилерский рынки.

Стихийный, по их мнению, характеризуется тем, что правила заклю­чения сделок, требования к участникам и ценным бумагам не уста­навливаются. Продавец и покупатель вступают в частный контакт. Системы информации по сделкам тоже нет. Думается, что это очень похоже на так называемый «уличный» рынок, о котором пишут мно­гие исследователи. Простой аукционный предполагает отсутствие конкуренции продавцов ценных бумаг. Активны лишь покупатели. На онкольном рынке ценные бумаги в течение определенного периода вре­мени продаются по конкретной цене. Непрерывный аукционный стро­ится на постоянном изменении спроса и предложения, чем и опреде­ляется цена. Это обычный биржевой аукцион. Двойной аукционный - совокупность онкольного и непрерывного аукционного рынков. Здесь активны все участники. Дилерский рынок предполагает установление цен продавцом - дилером.