Ранжирование факторов
Ранжирование(от фр. ranger - ставить в ряд) - способ оценки переменной, когда ее значению приписывается место в после- довательности величин (так называемый ранг), определяемое при посредстве порядковой шкалы, часто от большой величины к малой.
Хотя результаты ранжирования имеют численную форму, они не обладают некоторыми фундаментальными свойствами натуральных чисел, вследствие чего операции над ними требуют обращения к специальным аналитическим и вычислительным методам (например, к неметрическому многомерному шкалированию).
В методах экспертных оценок ранжирование является основным источником количественной информации, т.е. выполняет такие же фундаментальные методологические функции, как и измерение.
Например, после того, как нанесены на диаграмму Исикавы все причины, необходимо их ранжировать. Причём ранжирование надо вести по группам причин: сначала причины 1-го порядка, затем 2-го и т.д. Самый простой способ ранжирования – попарное сравнение всех факторов группы, выделение из каждой пары более важного параметра и присвоение ему, например, 1 балла; второму фактору в паре присваивается соответственно 0 (ноль). Результаты такой обработки заносятся в таблицу (см. табл. 1.). Суммируются баллы в строчках. Полученные суммы в графе баллов являются количественной мерой значимости (рангом) каждого фактора в группе. По этим баллам и ранжируются (расставляются «по росту») факторы. В нашем примере: стоимость (5 баллов), качество (3,05), сбыт (3), ассортимент (2,5) и упаковка (0). Если суммировать баллы по графам, то в строке итогов получим обратную характеристику ранжирования – по не значимости факторов (первый в ряду – самый незначимый – упаковка (5 баллов), реклама (4), ассортимент (2,5), сбыт (2), качество (1,5) и стоимость (0 баллов).
Таблица 1
Ранжирование параметров диаграммы Исикавы (рис. 2)
Параметры продукции | Ранжирование по значимости | |||||||
баллы | место в ряду | |||||||
1. Ассортимент | 0,5 | 2,5 | ||||||
2. Качество | 0,5 | 3,5 | ||||||
3. Реклама | ||||||||
4. Сбыт | 0,5 | 0,5 | ||||||
5. Стоимость | ||||||||
6.Упаковка | ||||||||
И т о г о | 2,5 | 1,5 | ||||||
Ранжирование по незначимости | И т о г о | |||||||
баллы | 2,5 | 1,5 | ||||||
место в ряду |