Ранжирование факторов

Ранжирование(от фр. ranger - ставить в ряд) - способ оценки переменной, когда ее значению приписывается место в после- довательности величин (так называемый ранг), определяемое при посредстве порядковой шкалы, часто от большой величины к малой.

Хотя результаты ранжирования имеют численную форму, они не обладают некоторыми фундаментальными свойствами натуральных чисел, вследствие чего операции над ними требуют обращения к специальным аналитическим и вычислительным методам (например, к неметрическому многомерному шкалированию).

В методах экспертных оценок ранжирование является основным источником количественной информации, т.е. выполняет такие же фундаментальные методологические функции, как и измерение.

Например, после того, как нанесены на диаграмму Исикавы все причины, необходимо их ранжировать. Причём ранжирование надо вести по группам причин: сначала причины 1-го порядка, затем 2-го и т.д. Самый простой способ ранжирования – попарное сравнение всех факторов группы, выделение из каждой пары более важного параметра и присвоение ему, например, 1 балла; второму фактору в паре присваивается соответственно 0 (ноль). Результаты такой обработки заносятся в таблицу (см. табл. 1.). Суммируются баллы в строчках. Полученные суммы в графе баллов являются количественной мерой значимости (рангом) каждого фактора в группе. По этим баллам и ранжируются (расставляются «по росту») факторы. В нашем примере: стоимость (5 баллов), качество (3,05), сбыт (3), ассортимент (2,5) и упаковка (0). Если суммировать баллы по графам, то в строке итогов получим обратную характеристику ранжирования – по не значимости факторов (первый в ряду – самый незначимый – упаковка (5 баллов), реклама (4), ассортимент (2,5), сбыт (2), качество (1,5) и стоимость (0 баллов).

 

Таблица 1

Ранжирование параметров диаграммы Исикавы (рис. 2)

 

 

  Параметры продукции                           Ранжирование по значимости
баллы   место в ряду
1. Ассортимент   0,5 2,5
2. Качество   0,5 3,5
3. Реклама  
4. Сбыт 0,5 0,5  
5. Стоимость  
6.Упаковка  
И т о г о 2,5 1,5  
Ранжирование по незначимости               И т о г о
баллы 2,5 1,5
место в ряду