Различных инфекционных (паразитарных) болезней

Практики в связи с особенностями эпидемиологии

Правовые и этические аспекты противоэпидемической

 

Борьба с инфекционными (паразитарными) болезнями предусматривает обеспечение безопасности не только того лица, к которому применяются те или иные профилактические или противоэпидемические мероприятия, но одновременно и других лиц, в отношении которых данный индивид может явиться потенциальным источником заражения, т.е. стать социально опасным для общества. Столь же социально опасным является также и курильщик, который наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих его лиц, «пассивных курильщиков», по неволе вдыхающих табачный дым. Доказано, что это чревато возникновением таких серьезных заболеваний, как сердечно-сосудистые, злокачественные и др. То есть, борясь с привычкой к курению табака, общество борется за сохранение здоровья не только самих курильщиков, но и некурящих членов общества.

Поэтому нередко профилактические и противоэпидемические мероприятия приобретают принудительный характер.

Этические и правовые аспекты профилактических и противоэпидемических мероприятий в зависимости от групп рассматриваемых инфекций могут существенно отличаться применительно к антропонозам, с одной стороны, зоонозам и сапронозам - с другой. При антропонозах зараженный человек является источником возбудителя инфекции для других членов общества, восприимчивых к инфекции. В таких случаях вакцинопрофилактика или мероприятия по принудительной изоляции больного (в медицинском стационаре или по месту жительства) с ограничением его права на свободу передвижения с эпидемиологической точки зрения оправдываются интересами охраны здоровья других лиц. При этом принудительное вмешательство в жизнь гражданина осуществляется в соответствии с правовыми нормами, закрепленными в Конституции Российской Федерации в целях «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства» (часть 3, Статья 55).

Этому положению соответствует и Статья 34 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», согласно которой «оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих...».

Такой же смысл несет и Статья 51 (пункт 6) Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями «при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированное постановление о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющих опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания», а также о «проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих».

Этот же принцип регламентируется в выше указанном Законе Статьей 33 (пункт 1), согласно которой «…больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Совершенно иным является подход к проблеме профилактики и борьбы с зоонозными или сапронозными инфекциями, при которых зараженный человек, как правило (за исключением, например, легочной формы чумы, сальмонеллезов, кампилобактериоза, ряда вирусных геморрагических лихорадок и некоторых других), не служит источником заражения других лиц. В подобных случаях речь идет только о вопросах личного здоровья и жизни индивида, решение которых входит в сферу прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим профилактические или противоэпидемические мероприятия, направленные на человека (например вакцинопрофилактика туляремии, лептоспироза, клещевого энцефалита и других зоонозных инфекций, госпитализация заболевших этими инфекциями в медицинский стационар и др.), должны осуществляться только при условии его согласия, основанного на осознанном и свободном волеизъявлении. Исключением может явиться лишь ситуация, когда жизни больного угрожает непосредственная опасность, но он не может по состоянию здоровья (например, находится без сознания) выразить свое согласие.

Для детей, не достигших возраста 15 лет, а также для лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, такое согласие должно быть получено от их законных представителей (родителей, опекунов). Это положение закреплено в Статье 32 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

ВэтихОсновах закреплено также и право граждан на отказ от медицинского вмешательства (Статья 33). При этом гражданину или его законному представителю разъясняются возможные последствия такого отказа, что оформляется записью в медицинской документации и скрепляется подписью самого гражданина и медицинского работника. Тем самым реализуется право гражданина на неприкосновенность его личности и свободу волеизъявления в принятии значимых для его здоровья решений при осознанной его ответственности за возможные последствия.

Так, одним из возможных последствий отказа от профилактической прививки может явиться, например отстранение от выполнения профессиональных обязанностей или от посещения дошкольных, школьных и других образовательных учреждений. В средствах массовой информации такая мера иногда называется «дискриминационной» и «ущемляющей права человека». С эпидемиологической же точки зрения она вполне оправданна, поскольку отказавшееся от прививки лицо, заболев, может стать источником возбудителя опасной для других лиц инфекционной болезни и тем самым создаст угрозу ее распространения в коллективе.

Вместе с тем в Основах предусмотрены также и случаи, когда медицинская помощь (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) может быть оказана и без согласия граждан или их законных представителей (Статья 34).Речь, в частности, идет о лицах, «страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих лиц». При этом здесь же подчеркивается, что оказание медицинской помощи без согласия граждан или согласия их законных представителей, связанное с проведением противоэпидемических мероприятий, регламентируется санитарным законодательством - Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Система обеспечения эпидемиологического благополучия населения базируется в целом на осуществлении комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Целью профилактических мероприятий, проводимых в плановом порядке при отсутствии эпидемических очагов, являются меры по предотвращению возникновения инфекционных (паразитарных) болезней. К ним относятся карантинные меры на границах и внутри страны, профилактическая дезинфекция, дезинсекция, дератизация, иммунопрофилактика, общесанитарные меры, повышение санитарной грамотности населения.

Большая часть этих мер осуществляется в экстренном порядке и при возникновении инфекционных заболеваний. Эти меры именуются как противоэпидемические,они проводятся внепланово вслед событиям и их целью является предотвращение возникновения новых случаев заболеваний. Теоретической основой организации и проведения противоэпидемических мероприятий является учение об эпидемическом процессе.