Основные понятия по теме

Занятие 2

Занятие 1

Воспитательного процесса

1 Понятие семьи и брака, типы семьи

2 Принципы, содержание, стили семейного воспитания

3 Семейные конфликты и их рационализация

4 Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе

1 Направления, методы, средства воспитания

2 Приемы педагогического воздействия

3 Воспитанность и воспитуемость

4 Социальная среда и ее воспитательные функции

 

Семья́ - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья - это важнейший институт социализации лич­ности.

Социализация в семье происходит по двум параллель­ным направлениям:

- в процессе целенаправленного воспитания (семей­ное воспита-ние);

- в ходе социального научения, то есть непроизволь­ного (стихийного) усвоения социального опыта в усло­виях семьи.

С одной стороны, социальное научение в семье проис­ходит в процессе непосредственного взаимодействия ре­бенка с родителями, братьями, сестрами и другими род­ственниками; с другой - оно осуществляется за счет на­блюдения особенностей социального взаимодействия членов семьи между собой.

Брак (брачный союз) - постоянный союз мужчины и женщины с целью создания семьи и продолжения рода.

Брак - это добровольный союз. Для заключения брака необходимо свободно и добровольно выраженное взаимное согласие лиц, вступающих в брак.

Брак - это равноправный союз, что предполагает наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке.

Брак - это союз, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом. Оформление брака должным образом является доказательством вступления граждан в брачную общность, которую государство берет под свою защиту.

Как правило, брак - это союз мужчины и женщины, в ряде стран практикуется полигамный брак, а в Европе с недавних пор регистри-руют однополые брачные союзы.

Семейное воспитание - это сложная система, склады­вающаяся в условиях конкретной семьи и осуществляе­мая силами родителей и родственников.

На характер се­мейного воспитания влияют следующие факторы:

- наследственность, а также состояние здоровья детей и родителей;

- материально-экономическая обеспеченность семьи;

- социальное положение и уклад жизни в семье;

- структура семьи и ее количественный состав;

- место проживания и жилищные условия семьи;

- отношения в семье к ребенку и другие факторы.

Задачи семейного воспитания:

- создать благоприятные условия для развития ребенка;

- стать социально-экономической и психологической защитой для развития ребенка;

- передать опыт создания и сохранения семьи, воспи­тания в ней детей и отношения к старшим;

- научить детей полезным прикладным навыкам и уме­ниям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

- воспитать чувство собственного достоинства, цен­ности собственного «Я».

Принципы семейного воспитания:

- гуманность и внимание к растущему человеку;

- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи на ус­ловиях «равноправных» участников;

- открытость и доверительность отношений с детьми;

- оптимистичность, жизнерадостность взаимоотно­шений в семье;

- последовательность в своих требованиях и справед­ливость;

- оказание помощи ребенку, отзывчивость.

Основные направления семейного воспитания:

- Физическое воспитание - основано на здоровом об­разе жизни в семье и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физкультурой и спортом, зака­ливание организма и т.д.

- Интеллектуальное воспитание - предполагает заинтере­сованное участие родителей в обогащении детей знаниями, в развитии их познавательных интересов, склонностей, спо­собностей.

- Нравственное воспитание - где на первый план вы­ступает воспитание непреходящих моральных ценностей: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства и долга.

- Эстетическое воспитание - призвано развивать художественные таланты и дарования детей или, как ми­нимум, формировать представления о прекрасном.

- Трудовое воспитание - закладывает основу будущей праведной и достойной жизни детей, ибо жизненный путь человека, не приученного трудиться, заканчивает­ся, как правило, плохо.

В зависимости от состава родственников выделяют следующие типы семей:

- простая семья - супружеская пара с детьми, не со­стоящими в браке;

- расширенная, или сложная семья - если некоторые из детей состоят в браке; может включать в себя три и более поколений, живущих вместе и связанных общим хозяйством;

- полная семья - в состав которой входят оба супруга;

- неполная семья - в которой один из супругов отсут­ствует.

Типы современных семей:

- малая /нуклеарная/ семья, где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети и расширенная семья, где проживают совместно более двух поколений родственников;

- семья бездетная и семья с детьми;

- семья полная /наличие обоих родителей / и неполная / наличие одного из родителей/;

- семья патриархальная и партнерская.

В современных условиях семью характеризует:

- во-первых, социально-классовый признак - семья рабочего (фермера, кооператора, арендатора), представителя интеллектуаль-ного труда;

- во-вторых,- городская, сельская (по типу поселения);

- в-третьих, однонациональная, многонациональная (по нацио-нальному признаку);

- в-четвёртых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребёнка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская семья и т.д.);

- в-пятых, по количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.д.).

Разнообразие семей подразделяют также по типу от­ношений в них между взрослыми и детьми, а также по степени их напряженности и последствиям влияния на детей:

- Семьи, уважающие детей. В таких семьях отношения
между родителями и детьми характеризуются порядоч­ностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Детей в таких семьях любят. Роди­тели знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, стараются тактично помочь. Дети в
таких семьях растут счастливыми, инициативными, не­зависимыми, дружелюбными.

- Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дис­танция, которую ни родители, ни дети стараются не пе­реступать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но не­
достаточно инициативными.

- Материально-ориентированные семьи, где главное вни­мание уделяются материальному благополучию. Детей в та­ких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но часто с единственной целью - поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано как бы взрослеют, но отношения с родителя­ми, лишенные духовной основы, могут развиваться не­предсказуемо.

- Враждебные семьи. Детям здесь плохо, т.к. присутст­вует неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные на­казания. Дети в таких семьях растут скрытными, недру­желюбными, плохо относятся к родителям, не ладят ме­жду собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи.

- Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а вре­менное пристанище для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, ведет к антиобществен­ным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

Методы семейного воспитания: личный пример, поощрение, беседа, внушение, убеждение, требование, приказ, рассказ, контроль.

Стили семейного воспитания:

Авторитарный стиль («автократический», «диктат», «доминирование») - все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Демократический стиль («авторитетный», «сотрудничество») - родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями

Попустительский стиль (либеральный», «снисходительный», «гипоопека») - ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Потворствующая гиперпротекция - родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения ими от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний подростка, его стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.

Доминирующая гиперпротекция - ребенок также в центре обостренного внимания родителей, которые отдают ему много времени и сил, однако лишают самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.

Гипопротекция - к подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, он заброшен физически и неухожен. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка.

Эмоциональное отвержение - ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. При скрытом эмоциональном отвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему.

Повышенная моральная ответственность - от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких, и подросток боится их разочаровать.

Жестокое обращение с ребенком - склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей подростка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности.

Причины семейных конфликтов:

- стремление одного или обоих супругов реализовать в браке прежде всего личные потребности (развитая направленность «на себя», т. е. эгоизм);

- сильно развитые материальные потребности у одного или обоих супругов;

- неудовлетворённая потребности в самоутверждении;

- наличие у одного или обоих супругов завышенной самооценки;

- несовпадение представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи;

- неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе;

- неумение супругов разобраться в причинах, вызывающих нежелательное поведение одного из них, в результате чего возникает взаимное непонимание;

- нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства;

- нежелание одного из супругов заниматься воспитанием детей или несовпадения взглядов на методы их воспитания;

- разница в типах темперамента супругов и неумении учитывать тип темперамента в процессе взаимодействия.

Методы воспитания - способы, пути решения задач воспитания: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание.

Любой метод характеризуется тремя признаками: отражает цель педагогического процесса; его основные функции и характеристики; характер взаимодействие учителя и ученика (воспитателя и воспитанника).

3 группы методов воспитания:

1 группа - методы формирования познания (убеждения): объяснение, разъяснение, внушение;

2 группа - методы организации деятельности (упражнения): упражнение, приучение, поручение, ;

3 группа - методы стимулирования (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.

Приемы воспитания - отдельные действия, направленные на достижение цели (например, создание эмоционального настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками, переход на «вы» с учеником, когда ему делают замечание).

Средства воспитания - материальные предметы, пособия (игра, игрушки, ЭВМ, книги, спектакль).

Системы педагогического взаимодействия:

1) ученик-учитель (индивидуальное);

2) учитель-ученики (коллективное);

3) учитель-коллеги (групповое).