Основные понятия по теме
Занятие 2
Занятие 1
Воспитательного процесса
1 Понятие семьи и брака, типы семьи
2 Принципы, содержание, стили семейного воспитания
3 Семейные конфликты и их рационализация
4 Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе
1 Направления, методы, средства воспитания
2 Приемы педагогического воздействия
3 Воспитанность и воспитуемость
4 Социальная среда и ее воспитательные функции
Семья́ - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья - это важнейший институт социализации личности.
Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям:
- в процессе целенаправленного воспитания (семейное воспита-ние);
- в ходе социального научения, то есть непроизвольного (стихийного) усвоения социального опыта в условиях семьи.
С одной стороны, социальное научение в семье происходит в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками; с другой - оно осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия членов семьи между собой.
Брак (брачный союз) - постоянный союз мужчины и женщины с целью создания семьи и продолжения рода.
Брак - это добровольный союз. Для заключения брака необходимо свободно и добровольно выраженное взаимное согласие лиц, вступающих в брак.
Брак - это равноправный союз, что предполагает наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке.
Брак - это союз, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом. Оформление брака должным образом является доказательством вступления граждан в брачную общность, которую государство берет под свою защиту.
Как правило, брак - это союз мужчины и женщины, в ряде стран практикуется полигамный брак, а в Европе с недавних пор регистри-руют однополые брачные союзы.
Семейное воспитание - это сложная система, складывающаяся в условиях конкретной семьи и осуществляемая силами родителей и родственников.
На характер семейного воспитания влияют следующие факторы:
- наследственность, а также состояние здоровья детей и родителей;
- материально-экономическая обеспеченность семьи;
- социальное положение и уклад жизни в семье;
- структура семьи и ее количественный состав;
- место проживания и жилищные условия семьи;
- отношения в семье к ребенку и другие факторы.
Задачи семейного воспитания:
- создать благоприятные условия для развития ребенка;
- стать социально-экономической и психологической защитой для развития ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Принципы семейного воспитания:
- гуманность и внимание к растущему человеку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи на условиях «равноправных» участников;
- открытость и доверительность отношений с детьми;
- оптимистичность, жизнерадостность взаимоотношений в семье;
- последовательность в своих требованиях и справедливость;
- оказание помощи ребенку, отзывчивость.
Основные направления семейного воспитания:
- Физическое воспитание - основано на здоровом образе жизни в семье и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физкультурой и спортом, закаливание организма и т.д.
- Интеллектуальное воспитание - предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, в развитии их познавательных интересов, склонностей, способностей.
- Нравственное воспитание - где на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства и долга.
- Эстетическое воспитание - призвано развивать художественные таланты и дарования детей или, как минимум, формировать представления о прекрасном.
- Трудовое воспитание - закладывает основу будущей праведной и достойной жизни детей, ибо жизненный путь человека, не приученного трудиться, заканчивается, как правило, плохо.
В зависимости от состава родственников выделяют следующие типы семей:
- простая семья - супружеская пара с детьми, не состоящими в браке;
- расширенная, или сложная семья - если некоторые из детей состоят в браке; может включать в себя три и более поколений, живущих вместе и связанных общим хозяйством;
- полная семья - в состав которой входят оба супруга;
- неполная семья - в которой один из супругов отсутствует.
Типы современных семей:
- малая /нуклеарная/ семья, где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети и расширенная семья, где проживают совместно более двух поколений родственников;
- семья бездетная и семья с детьми;
- семья полная /наличие обоих родителей / и неполная / наличие одного из родителей/;
- семья патриархальная и партнерская.
В современных условиях семью характеризует:
- во-первых, социально-классовый признак - семья рабочего (фермера, кооператора, арендатора), представителя интеллектуаль-ного труда;
- во-вторых,- городская, сельская (по типу поселения);
- в-третьих, однонациональная, многонациональная (по нацио-нальному признаку);
- в-четвёртых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребёнка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская семья и т.д.);
- в-пятых, по количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.д.).
Разнообразие семей подразделяют также по типу отношений в них между взрослыми и детьми, а также по степени их напряженности и последствиям влияния на детей:
- Семьи, уважающие детей. В таких семьях отношения
между родителями и детьми характеризуются порядочностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, стараются тактично помочь. Дети в
таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными.
- Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не переступать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но не
достаточно инициативными.
- Материально-ориентированные семьи, где главное внимание уделяются материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но часто с единственной целью - поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано как бы взрослеют, но отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо.
- Враждебные семьи. Детям здесь плохо, т.к. присутствует неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи.
- Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.
Методы семейного воспитания: личный пример, поощрение, беседа, внушение, убеждение, требование, приказ, рассказ, контроль.
Стили семейного воспитания:
Авторитарный стиль («автократический», «диктат», «доминирование») - все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Демократический стиль («авторитетный», «сотрудничество») - родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями
Попустительский стиль (либеральный», «снисходительный», «гипоопека») - ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Потворствующая гиперпротекция - родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения ими от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний подростка, его стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.
Доминирующая гиперпротекция - ребенок также в центре обостренного внимания родителей, которые отдают ему много времени и сил, однако лишают самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.
Гипопротекция - к подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, он заброшен физически и неухожен. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка.
Эмоциональное отвержение - ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. При скрытом эмоциональном отвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему.
Повышенная моральная ответственность - от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких, и подросток боится их разочаровать.
Жестокое обращение с ребенком - склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей подростка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности.
Причины семейных конфликтов:
- стремление одного или обоих супругов реализовать в браке прежде всего личные потребности (развитая направленность «на себя», т. е. эгоизм);
- сильно развитые материальные потребности у одного или обоих супругов;
- неудовлетворённая потребности в самоутверждении;
- наличие у одного или обоих супругов завышенной самооценки;
- несовпадение представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи;
- неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе;
- неумение супругов разобраться в причинах, вызывающих нежелательное поведение одного из них, в результате чего возникает взаимное непонимание;
- нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства;
- нежелание одного из супругов заниматься воспитанием детей или несовпадения взглядов на методы их воспитания;
- разница в типах темперамента супругов и неумении учитывать тип темперамента в процессе взаимодействия.
Методы воспитания - способы, пути решения задач воспитания: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание.
Любой метод характеризуется тремя признаками: отражает цель педагогического процесса; его основные функции и характеристики; характер взаимодействие учителя и ученика (воспитателя и воспитанника).
3 группы методов воспитания:
1 группа - методы формирования познания (убеждения): объяснение, разъяснение, внушение;
2 группа - методы организации деятельности (упражнения): упражнение, приучение, поручение, ;
3 группа - методы стимулирования (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.
Приемы воспитания - отдельные действия, направленные на достижение цели (например, создание эмоционального настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками, переход на «вы» с учеником, когда ему делают замечание).
Средства воспитания - материальные предметы, пособия (игра, игрушки, ЭВМ, книги, спектакль).
Системы педагогического взаимодействия:
1) ученик-учитель (индивидуальное);
2) учитель-ученики (коллективное);
3) учитель-коллеги (групповое).