Основные понятия по теме
Образование - это процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений, взглядов и убеждений, то есть упорядо-ченной их совокупности на основе заранее заданных принципов и задач.
Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.
Образование - сложное, многоаспектное явление, которому присущи следующие характеристики:
- это социокультурный феномен: его цели и задачи определяются обществом и одновременно образование выступает важным фактором развития общества; образование является составным компонентом культуры;
- это открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления;
- это целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования;
- это достигнутый и подтвержденный гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом.
Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, способной к воспроизводству (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.
Оно должно обеспечивать подготовку человека к социальным ролям: исполнение гражданских обязанностей, национальный патриотизм, уважение конституции, заботливое отношение к национальным богатствам и культуре, гражданская активность, честность, ответственность за свои дела и поступки.
Образование бывает среднее и высшее, общее и профессиональ-ное, экономическое и педагогическое и т.д.
Функции образования:
Социальные:
- формирование интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства;
- содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества;
- развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества и государства;
- подготовка человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности и функционированию в современном социуме.
Личностные - обеспечение приоритета развития над обучением.
Элементы образования - развивающаяся сеть учреждений разного типа и уровня: дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и после вузовского дополнительного образования.
Современные образовательные системы - это системы открытые, непрерывно развивающиеся в соответствии с развитием общества и человека, с постоянной ориентацией на будущее. Они постоянно обновляются целями, содержанием, образовательными технологиями, организационными формами, механизмами управления.
Система образования - это взаимосвязанная совокупность обра-зовательных (государственных и негосударственных) учреждений, которые различаются по самым разным параметрам, но, прежде всего, по уровню и профилю образования. Отдельное образовательное учреждение - подсистема общей системы образования.
Структура системы образованияв отдельном образовательном учреждении:
- Цели образования.
- Содержание образования.
- Средства и способы получения образования.
- Формы организации образовательного процесса.
- Реальный образовательный процесс как единство обучения, воспитания и развития человека.
- Субъекты и объекты образовательного процесса.
- Образовательная среда.
- Результат образования, то есть уровень образован
ности выпускников.
Основные направления развитиясовременных систем образования:
Гуманизация образования - ориентация на развитие отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.
Гуманитаризация образования - ориентация на содержание обра-зования, позволяющее выпускникам решать профессиональные проблемы без нанесения ущерба человеку; позволяющее хорошо знать языки, историю и культуру, чтобы свободно общаться с людьми разных национальностей.
Диверсификация образования - расширение многообразия учеб-ных заведений, образовательных программ и типов управления.
Стандартизация образования - ориентация на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта - набора обязательных учебных дисциплин.
Многоуровневость образования - где каждый уровень (этап) имеет свои цели, сроки и качественную завершенность в форме выдачи соответствующих документов (дипломов).
Фундаментализация образования - углубление научно-теорети-ческих знаний по изучаемым дисциплинам.
Информатизация образования - прогрессирующее использование в образовательном процессе информационных технологий, вычисли-тельной техники, компьютеров.
Непрерывность образования - заключается в постоянном образо-вании или самообразовании в течение всей жизни.
Мировое образовательное пространство составляют националь-ные образовательные системы, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию.
Основные глобальные тенденции развития мирового образо-вання:
- Демократизация образования (обеспечение доступности образо-вания для всего населения, предоставление большей самостоятельно-сти учебным заведениям).
- Разрастание рынка образовательных услуг, платных форм обучения, увеличение продолжительности обучения.
- Расширение сети высшего образования, его приближение к потребителям.
- Образование становится приоритетным объектом финансирова-ния во многих странах.
- Отход от ориентации на «среднего» ученика, повышение интереса к одаренным молодым людям.
- Существенное увеличение в мировом образовании гуманитар-ной составляющей.
- Важное значение приобретают крупные международные проекты и программы в сфере образования (ЭРАЗМУС - обмен студентами стран Европейского Союза; ЛИНГВА - международная программа повышения эффективности изучения иностранных языков; ЭСПРИТ - проект объединения усилий европейских университетов, НИИ и компьютерных фирм в области информационных технологий и др.).
Национальная система образованияв Республике Беларусь включает:
- участников образовательного процесса;
- образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
- образовательные учреждения;
- органы управления образованием.
Образование в Республике Беларусь подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.
К учреждениям образования относятся:
- дошкольные учреждения;
- учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения);
- учреждения внешкольного воспитания и обучения;
- социально-педагогические учреждения;
- специальные учебно-воспитательные учреждения;
- специализированные учреждения производственного обучения.
Образовательные учреждения осуществляют:
- дошкольное воспитание;
- общее среднее образование;
- внешкольное обучение и воспитание;
- профессионально-техническое образование;
- среднее специальное образование;
- высшее образование;
- подготовку научных и научно-педагогических кадров;
- повышение квалификации и переподготовку кадров.
Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:
- внешкольное воспитание и обучение;
- повышение квалификации и переподготовку кадров.
Современное развитие национальной системы образования обусловлено, прежде всего, преобразованиями в социальной и экономической структуре белорусского общества, изменениями в политической ориентации Республики Беларусь.
«Основные направления развития национальной системы образо-вания» и закон Республики Беларусь «Об образовании» определяют следующие цели и задачи ее реформирования:
- Образование, впитав духовное наследие народа Беларуси, станет определяющим фактором формирования свободной, духовно, интеллектуально и физически развитой личности.
- Образование, основываясь на традиции стабильного развития общества и государства, станет важнейшим фактором совершенствования правового демократического государства.
- Образование, опираясь на интеграцию с наукой, станет определяющим фактором роста эффективности экономики.
Основные принципы национальной системы образования:
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- доступность образования;
- равенство прав граждан на получение образования;
- научность;
- национально-культурная основа;
- ориентация на мировой уровень образования;
- единство обучения, духовного и физического воспитания;
- светский характер и гуманизм;
- диверсификация (оптимальное разнообразие) образовательных учреждений;
- обеспечение образовательных запросов личности с
учетом индивидуальных особенностей и возможностей;
- преемственность между уровнями и ступенями, непрерывность образования;
- связь с общественной практикой;
- обязательность базового образования.