Основные понятия по теме

 

Образование - это процесс и результат усвоения опре­деленной системы знаний, умений, взглядов и убеждений, то есть упорядо-ченной их совокупности на основе заранее заданных принципов и задач.

Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Образование - сложное, многоаспектное явление, которому присущи следующие характеристики:

- это социокультурный феномен: его цели и задачи определяются обществом и одновременно образование выступает важным фактором развития общества; образование является составным компонентом культуры;

- это открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления;

- это целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования;

- это достигнутый и подтвержденный гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом.

Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, способной к воспроизводству (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

Оно должно обеспечивать подготовку человека к социальным ролям: исполнение гражданских обязанностей, национальный патриотизм, уважение конституции, заботливое отношение к национальным богатствам и культуре, гражданская активность, честность, ответственность за свои дела и поступки.

Образование бывает среднее и высшее, общее и профессиональ-ное, экономическое и педагогическое и т.д.

Функции образования:

Социальные:

- формирование интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства;

- содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества;

- развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества и государства;

- подготовка человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности и функционированию в современном социуме.

Личностные - обеспечение приоритета развития над обучением.

Элементы образования - развивающаяся сеть учреждений разного типа и уровня: дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и после вузовского дополнительного образования.

Современные образовательные системы - это системы открытые, непрерывно развивающиеся в соответствии с развитием общества и человека, с постоянной ориента­цией на будущее. Они постоянно обновляются целями, содержанием, образовательными технологиями, органи­зационными формами, механизмами управления.

Система образования - это взаимосвязанная совокупность обра-зовательных (государ­ственных и негосударственных) учреждений, которые различаются по самым разным параметрам, но, прежде всего, по уровню и профилю образования. Отдельное образовательное учреждение - подсистема общей системы образования.

Структура системы образованияв отдельном образова­тельном учреждении:

- Цели образования.

- Содержание образования.

- Средства и способы получения образования.

- Формы организации образовательного процесса.

- Реальный образовательный процесс как единство обу­чения, воспитания и развития человека.

- Субъекты и объекты образовательного процесса.

- Образовательная среда.

- Результат образования, то есть уровень образован­
ности выпускников.

Основные направления развитиясовременных систем образования:

Гуманизация образования - ориентация на развитие отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственно­го достоинства и развития личностного потенциала.

Гуманитаризация образования - ориентация на содер­жание обра-зования, позволяющее выпускникам решать профессиональные проблемы без нанесения ущерба человеку; позволяющее хорошо знать языки, историю и куль­туру, чтобы свободно общаться с людьми разных нацио­нальностей.

Диверсификация образования - расширение многооб­разия учеб-ных заведений, образовательных программ и типов управления.

Стандартизация образования - ориентация на реали­зацию, прежде всего, государственного образовательно­го стандарта - набора обязательных учебных дисциплин.

Многоуровневость образования - где каждый уровень (этап) имеет свои цели, сроки и качественную завер­шенность в форме выдачи соответствующих документов (дипломов).

Фундаментализация образования - углубление науч­но-теорети-ческих знаний по изучаемым дисциплинам.

Информатизация образования - прогрессирующее ис­пользование в образовательном процессе информацион­ных технологий, вычисли-тельной техники, компьютеров.

Непрерывность образования - заключается в постоянном образо-вании или самообразовании в течение всей жизни.

Мировое образовательное пространство составляют на­циональ-ные образовательные системы, значительно раз­личающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию.

Основные глобальные тенденции развития мирового образо-вання:

- Демократизация образования (обеспечение доступ­ности образо-вания для всего населения, предоставление большей самостоятельно-сти учебным заведениям).

- Разрастание рынка образовательных услуг, платных форм обучения, увеличение продолжительности обучения.

- Расширение сети высшего образования, его прибли­жение к потребителям.

- Образование становится приоритетным объектом фи­нансирова-ния во многих странах.

- Отход от ориентации на «среднего» ученика, повыше­ние интереса к одаренным молодым людям.

- Существенное увеличение в мировом образовании гуманитар-ной составляющей.

- Важное значение приобретают крупные международ­ные проекты и программы в сфере образования (ЭРАЗМУС - обмен студентами стран Европейского Союза; ЛИНГВА - международная программа повышения эф­фективности изучения иностранных языков; ЭСПРИТ - проект объединения усилий европейских университе­тов, НИИ и компьютерных фирм в области информаци­онных технологий и др.).

Национальная система образованияв Республике Бела­русь включает:

- участников образовательного процесса;

- образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

- образовательные учреждения;

- органы управления образованием.

Образование в Республике Беларусь подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

К учреждениям образования относятся:

- дошкольные учреждения;

- учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения);

- учреждения внешкольного воспитания и обучения;

- социально-педагогические учреждения;

- специальные учебно-воспитательные учреждения;

- специализированные учреждения производственного обучения.

Образовательные учреждения осуществляют:

- дошкольное воспитание;

- общее среднее образование;

- внешкольное обучение и воспитание;

- профессионально-техническое образование;

- среднее специальное образование;

- высшее образование;

- подготовку научных и научно-педагогических кадров;

- повышение квалификации и переподготовку кадров.

Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:

- внешкольное воспитание и обучение;

- повышение квалификации и переподготовку кадров.

Современное развитие национальной системы образова­ния обусловлено, прежде всего, преобразованиями в со­циальной и экономической структуре белорусского об­щества, изменениями в политической ориентации Рес­публики Беларусь.

«Основные направления развития национальной сис­темы образо-вания» и закон Республики Беларусь «Об образовании» определяют следующие цели и задачи ее реформирования:

- Образование, впитав духовное наследие народа Бе­ларуси, станет определяющим фактором формирования свободной, духовно, интеллектуально и физически раз­витой личности.

- Образование, основываясь на традиции стабильного развития общества и государства, станет важнейшим фак­тором совершенствования правового демократического го­сударства.

- Образование, опираясь на интеграцию с наукой, станет определяющим фактором роста эффективности экономики.

Основные принципы на­циональной системы образования:

- приоритет общечеловеческих ценностей;

- доступность образования;

- равенство прав граждан на получение образования;

- научность;

- национально-культурная основа;

- ориентация на мировой уровень образования;

- единство обучения, духовного и физического воспитания;

- светский характер и гуманизм;

- диверсификация (оптимальное разнообразие) об­разовательных учреждений;

- обеспечение образовательных запросов личности с
учетом индивидуальных особенностей и возможностей;

- преемственность между уровнями и ступенями, непрерывность обра­зования;

- связь с общественной практикой;

- обязательность базового образования.