Основные понятия по теме

Тема 10 Конфликты и конфликтные ситуации

Тематика рефератов

1 Психологические барьеры общения в коллективе.

2 Приемы создания оптимальных межличностных отношений в группе.

3 Общение как процесс развития контактов между людьми.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1Что такое общение?

2Каковы отличия социального смысла общения от психологического?

3Какова структура общения?

4Каковы особенности коммуникативной стороны общения?

5Чем выражена интерактивная сторона общения?

6Что собой представляет социальная перцепция?

7Каковы основные механизмы социальной перцепции?

8Какие функции выполняет общение?

9Каковы стороны общения и их особенности?

10 Что такое социальные нормы? Каковы их виды?

11 Каковы характерные черты отдельных видов общения?

12 Какие этапы присущи общению?

13 Каковы средства общения?

14 Что включает стратегия поведения?

15 Что такое межличностные отношения? Какова их классифи-кация?

 

Литература

 

1 Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева.- М.: Аспект-Пресс, 2001.- 376 с.

2 Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики : ответы на экзаменационные вопросы / Г.Ф. Вечорко. – 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ТетраСистем, 2010.-192 с.

3 Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Хэлтон, 1998. - 399 с.

4 Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1979. - 160 с.

5 Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 490 с.

6 Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко.- 3-е изд., перераб. и доп.– Ростов-на- Дону: Феникс, 1999. - 672 с.

7 Фомин, Ю.А. Психология делового общения / Ю.А. Фомин. - 2-е изд.,перераб. и доп. - Мн.: Амалфея, 2003. - 350 с.

 

1 Конфликт: определение, классификация, функции, причины конфликтов

2 Конфликтные типы личностей и их характеристика

3 Управление конфликтными ситуациями

4 Психолого-педагогические основы формирования и развития межличностных отношений.

 

 

Индивидуальные различия людей, различия в интересах и целях, в способах построения совместной жизни приво­дят к противоречиям между ними, обострение которых и называют конфликтом,

Конфликт - это столкновение противоположно направ­ленных интересов, взглядов или позиций как отдельных людей, так и целых групп.

Конфликт – это процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия на основе противоположно направленных мотивов (интересов, потребностей) или убеждений (взглядов, позиций).

Классификация конфликтов в зависимости от основания возникновения:

- по источникам и причинам возникновения - объективные и субъективные; деловые и личностные;

- по коммуникативной направленности - горизонтальные, вертикальные, смешанные;

- по составу конфликтующих сторон - внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые;

- по функциональной значимости - конструктивные и деструктивные;

- по формам столкновения - открытые и скрытые;

- по масштабам и продолжительности - общие и локальные; кратковременные и затяжные;

- по способам урегулирования - антагонистические и компромиссные.

Функции конфликтов:

- стабилизирующая - укрепляются взаимоотношения, более ясно осознаются нормы и ценности совместной жизни и деятельности;

- активизирующая - взаимодействие становится более динамичным, что сказывается на темпах социально-экономического развития как в обществе, так и в пределах отдельно взятой организации;

- сигнализирующая - выявляются причины, условия и факторы факторы неудовлетворенности существующим положением вещей;

- функция эмоциональной разрядки - открытое выражение своих мыслей и чувств в конфликте позволяет людям снять эмоциональное напряжение;

- функция инновации - конфликт как средство творческой инициативы, побуждение к обновлению;

- профилактическая функция - своевременный конфликт предотвращает разрушительное поведение какой-либо из сторон.

Структурные элементы конфликта:

- предмет конфликта - это реально существующая при­чина, из-за которой стороны вступают в противоборство;

- конфликтная ситуация - совокупность всех условий конфликта и накопившихся противоречий, содержащих истинную причину конфликта;

- инцидент - это стечение обстоятельств или сово­купность действий участников конфликтной ситуации, которые провоцируют резкое обострение противоречий и начало конфликта;

- конфликтное поведение - это действия, направлен­ные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов;

- разрешение конфликта - это преодоление конфликт­ного поведения, конфликтных действий.

Причины конфликтов:

Общие причины:

- социально-политические и экономические причины;

- социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.;

- социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т.д.;

- индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и др.).

 

Причины, связанные с неправильным управлением:

- недостатки организации труда;

- нечетко обозначенные права и обязанности сотруд­ников;

- неритмичность и нестабильность режима труда;

- неудовлетворенность своим трудом (отсутствие эле­ментов творчества, низкий престиж и материальное сти­мулирование);

- неправильная оценка труда персонала;

- недостатки в стиле руководства.

Причины, связанные с психологической несовмести­мостью:

- взаимное непонимание;

- несоблюдение общепринятых моральных норм;

- негативные черты характера (эмоциональная не­сдержанность, недостаток эмпатии и т.д.).

Частные причины, связанные с конкретным видом конфликта:

- неудовлетворительные условия труда;

- нарушение служебной этики;

- нарушение трудового законодательства;

- ограниченность ресурсов;

- различие в целях, ценностях, мотивах, средствах и т.д.;

- неудовлетворительные коммуникации.

Типы конфликтных личностей:

Демонстративный тип - хочет быть в центре внима­ния, любит хорошо выглядеть в глазах других, кропотливой и систематической работы избегает, в конфликт­ной ситуации чувствует себя неплохо.

Ригидный тип - подозрителен, обладает завышен­ной самооценкой, с большим трудом принимает точку зрения окружающих, на критические замечания сильно обижается.

Неуправляемый тип - импульсивен, недостаточно кон­тролирует себя, поведение непредсказуемо, агрессивен, во многих своих неудачах склонен обвинять других.

Сверхточный тип - скрупулезно относится к своей работе, предъ-являет повышенные требования к себе и окружающим. Причем так, что людям кажется, будто он придирается.

«Бесконфликтный» тип - неустойчив в оценках и мнениях, обладает повышенной внушаемостью, внутрен­не противоречив, зависит от мнения окружающих, из­лишне стремится к компромиссу, не обладает достаточ­ной силой воли.

Конфликты - это явления прогнозируемые. Они мо­гут быть частично либо полностью управляемыми. При час­тичном разрешении конфликтов устраняются конфликт­ные действия, но сохраняются побуждения к конфликту. При полном разрешении конфликт преодолевается на уров­не поведения и на уровне внутренних побуждений.

Управление конфликтомэто целенаправленное, обусловленное объективными законами, воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Управление конфликтом включает следующие виды деятельности:

- прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;

- предупреждение или стимулирование конфликта;

- регулирование конфликта:

а) признание реальности конфликта конфликтующими сторонами;

б) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия;

в) создание специальных органов регуляции конфликтного взаимодействия или привлечение конфликтолога;

- разрешение конфликта.

Методы управления конфликтами:

Внутриличностные методы - касаются отдельной лич­ности и состоят в правильной организации своего собст­венного поведения. При этом нужно уметь высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции у оп­понента. Не стоит и самому поддаваться действию закона эмоционального заражения.

Межличностные методы - предполагают создание определенных условий взаимодействия, которые могут привести к конструктивному разрешению конфликта. Для обеспечения конструктивного поведения в конфликте важно создать атмосферу взаимного доверия. После вы­яснения причин конфликта не менее важно найти взаи­моприемлемое для конфликтующих решение.

Структурные методы - касаются преимущественно конфликтов в организациях. Для их эффективного разрешения психологи рекомендуют после выявления причинвыбрать одну из пяти основных стратегий поведения в конфликтной ситуации:

- настойчивость (принуждение). Тот, кто придержива­ется этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало. Его не интересуют мнения другой стороны. Эта стратегия может быть эф­фективной в ситуации, угрожающей существованию ор­ганизации или достижению ее важных целей;

- уход (уклонение) - стремление уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой цен­ности, если ситуация может разрешиться сама собой;

- приспособление (уступчивость) - предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принес­ти их в жертву другому, пойти ему навстречу. Эта страте­гия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной;

- компромисс - характеризуется принятием точки зре­ния другой стороны, но лишь до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется за счет вза­имных уступок;

- сотрудничество - участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и выражают го­товность ко взаимопониманию. Это дает возможность про­анализировать причины разногласий и найти приемле­мый для всех выход.