Основные понятия по теме
Занятие 2
Занятие 1
1 Функции чувств и эмоций: оценивающая, побуждающая, регулятивная
2 Эмоциональные состояния и индивидуальные различия эмоциональной жизни
3 Высшие чувства и их классификация
4 Нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства
1 Психологическая структура волевых действий
2 Волевые качества личности их характеристика
3 Волевая регуляция поведения
4Воспитание воли и ее значение в жизни человека
Эмоции – это непосредственное переживание жизненного смысла явлений и ситуаций.
Эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе.
Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляются как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции - простое, непосредственное переживание в данный момент времени. Чувства - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены: чувства долга, собственного достоинства, стыда, гордости. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами.
Чувства – одна из основных форм эмоционального переживания человеком своего отношения к предметам, событиям, другим людям.
Источниками эмоций и чувств являются отражаемая в нашем сознании действительность и наши потребности.
Классификация эмоций:
Эмоции | ||
Ситуативные - радость - страх - волнение - досада | Познавательные - интерес - удивление | Социального взаимодействия - обида - гнев - жалость - смущение |
Эмоции и чувства делятся на:
- выражающие положительное отношение человека к объектам и явлениям действительности (удовольствие, радость, восторг, любовь и др.);
- выражающие отрицательную реакцию человека на что-либо (боязнь, испуг, страх, ужас, ненависть, горе и др.).
Функции чувств и эмоций:
- оценивающая - положительные и отрицательные эмоции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др.);
- побуждающая - чувства могут подтолкнуть человека к действию, а могут препятствовать этому;
- регулятивная - то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.
В зависимости от силы эмоциональных переживаний эмоции подразделяются на следующие виды:
Настроение- длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние.
Аффект (от лат. affectus - волнение, страсть) -эмоциональное состояние, противоположное настроению; бурная, кратковременная эмоциональная вспышка, захватывающая личность полностью.
Страсть - это стойкое, всеохватывающее чувство, вызывающее стремление к активной деятельности, которое всегда выражается в сосредоточенности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель - предмет страсти.
Фрустрация (от лат. frustratio - обман, расстройство) – психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели.
Агрессия (от лат. agressio - нападать) – модель поведения, которая обеспечивает адаптацию человека, способ удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации.
Стресс (от лат. stress - напряжение) - состояние сильного эмоционального напряжения, которое оказывается воздействием на организм раздражающих факторов различной природы, нарушающих привычный образ жизни.
Высшие чувства присущи только человеку, тесно связаны с его личностью, отношением к жизни и окружающим, с убеждениями и взглядами.
Чувства подразделяются на три группы:
- моральные чувства - связаны с нравственной оценкой поступков своих и других людей;
- интеллектуальные чувства - связаны с удовлетворением познавательных потребностей;
- эстетические чувства - возникают в связи с удовлетворением эстетических потребностей.
Классификация высших чувств
Высшие чувства | ||
Нравственные (моральные) | Интеллектуальные | Эстетические |
Любовь Товарищество Патриотизм Долг Честь Дружба Совесть Привязанность Ненависть Трусость Жадность Зависть Презрение | Жажда знаний Любознательность Радость открытия Удивление Сомнение Уверенность в суждениях Юмор Ирония Сарказм Цинизм | Любовь к природе, Людям, искусству |
Нравственные чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, обществу, своим обязанностям, самому себе. Человеколюбие является их главной ценностью.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности, связаны с познавательными процессами и творчеством, активизируют психические процессы.
Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это - любовь к красоте.
Воля - это сознательное преодоление личностью трудностей при достижении цели.
Основные функции воли:
- регулирование поведения и поступков человека;
- руководство потребностями, желаниями, мотивами.
Волевые процессы - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей. Человек использует свою волю при принятии решений, при выборе цели, при осуществлении действий для преодоления препятствий на пути к цели.
Волевые процессы бывают простыми и сложными. К простым относятся те, которые непоколебимо ведут человека к намеченной цели, а принятие решений происходит без борьбы мотивов. В сложных волевых процессах выделяют следующие этапы:
- осознание цели и стремление ее достичь;
- осознание возможностей ее достичь;
- появление мотивов, связанных с достижением цели;
- борьба мотивов и выбор возможности достижения;
- принятие решения о возможных действиях;
- осуществление принятого решения.
Наряду с волевыми действиями человек часто выполняет и неволевые (автоматические и инстинктивные), которые совершаются без контроля со стороны сознания и не нуждаются в приложении волевых усилий.
Волевые действия могут проявляться в разных формах:
- побуждение (связано с усилием заставить себя что-либо сделать);
- запрет (связано с торможением);
- поддержание работоспособности (усилия по преодолению утомляемости);
- контроль (самоконтроль) действий и поступков;
- сопротивление внешним воздействиям на пути к достижению цели.
В зависимости от характера протекания волевых процессов выделяют следующие волевые качества личности человека:
- целеустремленность;
- самообладание;
- самостоятельность;
- решительность;
- настойчивость;
- энергичность;
- инициативность;
- исполнительность.