Основные понятия по теме
Природа одарила каждого из нас способностью:
- ощущать и воспринимать (людей, природу, культуру, различные предметы и явления);
- помнить, думать, мыслить;
- говорить и понимать речь других;
- быть внимательным.
Данные способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а с помощью познавательных психических процессов.
Психический процесс- это течение психического явления, вызываемое как внешними воздействиями, так и раздражителями, идущими от внутренней среды организма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание и воображение, речь
Ощущение - это первейшая и простейшая форма чувственного познания. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.).
Физиологическим аппаратом ощущения является анализатор, состоящий из трех частей:
- рецептор - часть анализатора, преобразующая энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
- нервный путь, по которому нервные сигналы передаются в мозг;
- корковая часть полушарий головного мозга, где нервные сигналы осознаются.
Типы ощущений:
- внешние ощущения - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные. С их помощью человек познает свойства предметов или явлений, которые находятся вне его. Рецепторы этих ощущений расположены на поверхности тела;
- внутренние ощущения - голод, жажда, тошнота, изжога и т.д. Рецепторы этих ощущений находятся внутри организма;
- двигательные (кинестезические) ощущения - это ощущения движения и положения тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах и связках;
- ощущения равновесия - это ощущения, которыеотражают положение, занимаемое телом в пространстве. Рецепторы анализатора равновесия расположены во внутреннем ухе;
- болевые ощущения выполняют защитную функцию: сигнализируют человеку о неблагополучии в его организме.
Ощущение каждого человека имеет определенный диапазон, ограниченный с двух сторон порогами ощущения. За пределами нижнего порога ощущение еще не возникает, так как раздражитель слишком слаб. За пределом верхнего порога - уже не возникает, так как раздражитель слишком силен.
Все ощущения имеют общие законы:
- закон сенсибилизации - состоит в повышении чувствительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате систематических упражнений человек может повысить свою чувствительность;
- закон адаптации (приспособления) - состоит в изменении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущение притупляется.
- закон контрастности - состоит в изменении чувствительности под влиянием предшествующего раздражителя. Например, одна и та же фигура на белом фоне кажется темнее, а на черном - светлее.
Восприятие - это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.
В отличие от ощущений, которые присущи всем живым существам, имеющим нервную систему, способностью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией.
То, что находится в центре внимания, называют объектом (предметом) восприятия, все остальное - фоном. Предмет и фон динамичны, они могут меняться местами.
К свойствам восприятияотносятся предметность, избирательность, апперцепция, осмысленность, константность, целостность.
Предметность восприятия - проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.
Осмысленность восприятия – показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.
Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта, содержания психической деятельности.
Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют интерес.
Константность – относительное постоянство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, освещенности и др.).
Восприятие окружающего мира как относительно устойчивого и постоянного называется константностью.
Целостность восприятия - выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.
Если результатом ощущения является некоторое чувство (например, ощущение яркости, громкости, соленого, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия складывается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений.
Образ, складывающийся в процессе восприятия, предполагает взаимодействие нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, различают и виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное восприятие.
Восприятия подразделяют также и на другие виды.
В зависимости от целей: преднамеренное и непреднамеренное восприятие.
В зависимости от степени организации: организованное (наблюдение) и неорганизованное восприятие.
В зависимости от формы отражения:
- восприятие пространства - это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся;
- восприятие времени - это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений;
- восприятие движения - это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.
Нарушения восприятия:
- гиперстезия - повышенная чувствительность к обычным внешним раздражителям;
- гипостезия - явление, обратное гиперстезии, то есть сниженная чувствительность;
- агнозия - нарушение узнавания предметов при ясном сознании и сохранении или незначительном снижении чувствительности;
- галлюцинации - восприятия, возникающие без наличия реальных объектов (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.д.). Галлюцинаций следует отличать от иллюзий, то есть ошибочных восприятий реальных предметов и явлений.
Представление - процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.
По видам ведущего анализатора:
- зрительные (образ человека, места, пейзажа);
- слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
- обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного);
- вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.)
- тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
- температурные (представление о холоде и тепле).
По степени обобщенности:
Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.
Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.
Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д.
По степени волевых усилий:
Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грёзы.
Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.