Основные понятия по теме
Занятие 2
Занятие 1
1 Теории исследования личности: бихевиорестическая, психоана-литическая, гештальтпсихологическая, когнитивная, гуманистическая
2 Деятельностный подход в развитии личности
3 Культурно - исторический подход в изучении личности по Л.С. Выготскому.
1 Структура личности по К.К. Платонову
2 Механизмы психологической защиты личности: вытеснение, проекция, замещение, идентификация, рационализация
Понятие «человек» - самое широкое и общее, которое наделяет любого представителя рода человеческого всей совокупностью характеристик, свойственных людям вообще.
В языке слово «личность» имеет широкий спектр употребления. Личность - это и человек, и нечто связанное с человеком, какой-то его срез, ракурс, перспектива. С одной стороны, аспект, проекция, с другой - основополагающее начало.
Личность - это особое качество людей, приобретаемое ими в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.
В процессе взаимодействия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется интеллект, взгляды, социальные установки, отношения к обществу, конкретным людям и к самому себе.
Личность - это динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.
Проблема личности в психологии до конца не исследована и представляет большой интерес для специалистов. При этом наряду с понятием «личность» ученые используют термины «индивид» и «индивидуальность».
Индивид - это отдельный представитель биологического вида homo sapiens (человек разумный), представитель человеческой общности.
К индивидным свойствам человека относятся не только его врожденные свойства (пол, телосложение, задатки и т.д.), но и приобретаемые в ходе жизнедеятельности (способности, характер, ценностные ориентации и т.п.).
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений, в результате чего приобретает социальные качества, то есть становится личностью. Это значит, что не всякий индивид является личностью. Личностью не рождаются, личность формируется, а также может разрушаться.
Понятие «индивид» соотносится с целостной (биосоциальной) организацией человека, а понятие «личность» характеризует его социокультурную организацию, но если личность по своей сущности социальна, то по способу существования - индивидуальна.
Индивидуальность - понятие более узкое и содержит в себе лишь те индивидные или личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей.
Индивидуальность - это оригинальность человека. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно. Индивидуальность характеризует человека конкретнее, детальнее и, тем самым, полнее.
Теории исследования личности:
Бихевиоризм(от англ. behavior - поведение) разрабатывался американскими психологами Э.Л. Торндайком , Дж. Уотсоном и др.: человек - это чистый лист бумаги, на котором с помощью специально составленной программы подкреплений и наказаний можно «нарисовать» личность с любыми свойствами («S-R: стимул - реакция»).
Психоанализ - основательЗ. Фрейд: поведение человека опреде-ляется не только сознательными, но и бессознательными мотивами, желаниями, переживаниями.
Неофрейдизм - представители Эрих Фромм, Карл Юнг, Карен Хорни, Альфред Адлер, Эрик Эриксон и др. - отрицали исклю-чительную роль сексуальных факторов в развитии, придавая основное значение социальным.
Гештальтпсихология - основатели М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер: психика, должна изучаться с точки зрения целостных структур (гештальтов), основные свойства которых нельзя понять путем суммирования свойств отдельных его частей. Именно свойства целого определяют свойства его составляющих.
Когнитивная психология(от лат. cognitio - знание, познание) - направление, представители которого У. Найсер, Дж. Капли, П. Жане решающую роль в поведении человека отводили знанию.
Гуманистическая психология(К. Роджерс, А. Маслоу) основана на оптимистическом подходе к пониманию природы человека : вере в творческие возможности и силы каждого, в его способность сознательно выбирать свою судьбу и строить собственную жизнь, т.к. любой человек рождается с потребностью делать только добрые дела.
Деятельностный подход(М.Я. Басов, С.П. Рубинштейн,А.Н. Леонтьев) рассматривает личность, ее формирование и развитие с позиции практической деятельности как особой формы психической активности. Внутреннее богатство человека определяется разнооб-разием видов деятельности, в которые он реально включен, и тем личностным смыслом, которым он их наполняет.
Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский) изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры: именно слово-знак первично по отношению как к практическому действию, так и к мышлению.
Личность – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности.
Структура личности:
- биологическое (эндопсихика), отождествляемое с нервно-психической организацией человека и включающее в себя его анатомические и психофизиологические особенности;
- социальное (экзопсихика), определяющее отношение человека к внешнему миру в его социальном опыте.
Функционально-динамическая структура личности (К.К. Платонов):
- направленность личности (включает в себя такие характеристики, как интересы, склонности, идеалы, моральные свойства, мировоззрение, убеждение; формируется в процессе воспитания);
- жизненный опыт (включает такие характеристики, как знания, умения, навыки, привычки; формируется в процессе обучения);
- особенности психических процессов (включает такие характеристики, как воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память; формируется в процессе упражнений);
- биопсихические свойства, объединяющие темперамент, половые и возрастные свойства личности.
Психологическая защита личности связана с тем, что в жизни часто человек не в состоянии взвесить все обстоятельства и выбрать такое поведение, которое могло бы избавить его от неприятных переживаний. Тогда и срабатывают механизмы психологической защиты. Механизмы психологической защиты стабилизируют наше состояние, отторгают или изменяют неблагоприятную информацию о себе и других, служат для преодоления дискомфорта.
Основные механизмы психологической защиты:
Замещение -защитный механизм, когда действие, направленное на какой-либо объект, спровоцировано не им и не ему предназначено, а вызвано другим недоступным объектом
Идентификация - защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, ему присущие.
Подавление (репрессия) - вытеснение неприемлемых, потенциально опасных желаний и мыслей из сознания, что предотвращает их возможное разрешение. Психическая энергия подавленных желаний не исчезает бесследно, а продолжает существовать в человеке независимо от его сознания и часто находит свое болезненное проявление в виде, головных болей, язв, сердечных заболеваний, гипертонии и т.д.
Отрицание - устранение, игнорирование травмирующих восприятий внешней реальности. Это бегство в фантазию, кажущуюся абсурдной объективному наблюдению. При этом, игнорируя логику, человек не замечает противоречий в своих суждениях.
Рационализация - построение приемлемых оснований для оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей и чувств. Рационализация маскирует, скрывает истинные мотивы от сознания самого субъекта во имя внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.
Инверсия - подмена мыслей, чувств, отвечающих подлинному травмирующему мотиву, диаметрально противоположным поведением, мыслями, чувствами. Например, неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо может подменяться в отношениях с этим человеком особой предупредительностью, подчеркнутой вежливостью. И, наоборот, - симпатия, любовное увлечение могут демонстрироваться как неприязнь, нарочитое игнорирование и даже бестактность.
Проекция - приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей или чувств, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности.
Изоляция (отчуждение) - обособление или локализация внутри сознания травмирующих человека факторов так, что связь между определенным событием и его эмоциональной окраской не отражаются в сознании. В результате может наступать явление двойника, то есть раздвоение, расщепление личности.
Регрессия - возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования на травмирующие события, чтобы избежать внутренней тревоги, сохранить чувство самоуважения. Яркий пример регрессии - это инфантильность (младенчество, детскость) в поведении и отношениях взрослых людей.
Сублимация- преобразование энергии сексуальных влечений в социально приемлемые формы активности: творчество, социальные контакты и т.п.
Психологическую защиту нельзя однозначно рассматривать как полезное или вредное психическое явление. Позволяя сохранить устойчивость личности на фоне дестабилизирующих переживаний и добиться определенной адаптации, психологическая защита в то же время лишает человека возможности активно воздействовать на ситуацию и устранить источник переживаний.