Связь предложений внутри текста
Связь предложений внутри текста может быть цепной, параллельной и присоединительной.
Цепные связи используются во всех стилях языка. Это самый распространенный способ соединения предложений. Он в наибольшей степени соответствует специфике мышления, особенностям соединения суждений. Он неизбежен там, где мысль развивается последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее. Этот тип связи встречаем и в описании, и в повествовании, и в рассуждении, т. е. в текстах различных типов. Связь отдельных высказываний обнаруживается через сигналы связи - показатели связности: имена собственные, местоимения, местоименно-наречные слова, союзы и т.д.
Характер повторных номинаций зависит от вида текста: они могут быть стилистически нейтральными или иметь экспрессивно-оценочную окраску; по объему информации точно соответствовать именуемому предмету или расширять, уточнять его содержание. Наиболее информативны заместители в художественных текстах. В текстах нехудожественных, в частности в научном, чаще употребляются заместители, редуцирующие текст и стилистически нейтральные, например, отвлеченные имена универсального типа «явление», «случай» и предложно-падежные сочетания типа «в этом отношении», «в этом смысле» и др.
Особенно характерны цепные связи для научного стиля, где автор последовательно переходит от одного этапа рассуждения к другому. Цепная связь предложений обычно осуществляется на их границе. Этим достигается непрерывность и последовательность рассуждения. Каждый раз в начале нового предложения мысль как бы возвращается к главному элементу предшествующего предложения, который становится отправным пунктом развития мысли.
Среди различных видов цепной связи по способу выражения наиболее распространены цепные местоименные связи (с указательным местоимением этот), являющиеся наиболее точными, однозначными и нейтральными. Часто используется и цепная связь посредством лексического повтора, что обусловлено терминологической точностью изложения.
В языке публицистики представлены все виды цепной связи. Наиболее характерны здесь синонимическая и местоименную связь.
В языке художественной литературы тоже можно найти почти все виды цепной связи. Основной принцип здесь — сделать синтаксическую связь между предложениями не столь явной и открытой, как, например, в научной литературе. Поэтому в языке художественной литературы широко распространены связи с личными местоимениями, с указательным местоимением это, цепные связи посредством лексического повтора.
В официально-деловом стиле преобладают цепные местоименные связи, встречается также цепная связь посредством лексического повтора. Но в целом деловая речь стремится к синтаксическим построениям, полностью развивающим мысль и замыкающим ее в рамках одного предложения. Отсюда преобладание сложных, в основном сложноподчиненных предложений с четкими связями между частями, с обилием придаточных, вводных слов, вставных конструкций и т. д.
Цепные связи играют большую роль в речи. Сверхфразовые единства с цепными связями преобладают во всех стилях речи. Они присутствуют везде, где есть линейное, последовательное, цепное развитие мысли.
Параллельная связь
Отражая характер мышления, параллельные связи называют действия, события, явления, располагающиеся рядом и по своей природе предназначены для описания и повествования. Параллелизм, как правило, выражается в том, что сказуемые предшествуют подлежащим и часто открывают предложение. Это обычный порядок слов в предложениях повествовательных строф, обусловленный спецификой, назначением последних. Предложения повествовательных строф не описывают действия, а повествуют о них, т. е. передается самое событие, самое действие. Расположение сказуемого после подлежащего в качестве основы параллелизма выступает довольно редко. Очень характерны для описательных контекстов, образуемых параллельными связями, назывные (номинативные) предложения. Подчеркнуто эмоциональный, экспрессивный характер имеют параллельные связи, усиленные лексическим параллелизмом — анафорой (единоначатием).
Присоединительная связь
Присоединение-такой принцип по строения высказывания, при котором часть его в виде дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению: "Я завтра вас увижу! — И не здесь, И не украдкою" (А.С. Пушкин). Незачем мне оправдывался, да и не в моих это правилах (А.П. Чехов). Присоединительная связь не способна самостоятельно образовывать тексты. Она может лишь присоединять какие-либо части, добавления, комментарии к основному высказыванию.
Присоединительные конструкции разнообразны и выразительны. Присоединяя дополнительную информацию — по ассоциации, в виде пояснения, комментария и т.д., — они имитируют живую деятельность с ее раскованностью, естественностью.