Стилистическая оценка форм степени сравнения и степени качества наречий

Стилистическая оценка разрядов наречий

Стилистическая функция наречий зависит также от их принадлежности к тому или иному разряду по значению. Наибольшую стилистическую активность имеют определительные наречия, и в их составе – качественные. Образность уже заложена в их природе, т.к. они определяют качественные признаки свойств, действий, состояний. Их выразительно-изобразительные возможности так же безграничны, как у соответствующих прилагательных.

Стилистическая роль определительных наречий подобна роли прилагательных, но они определяют не существительные, а глаголы. : описание интересно (прил) – описать интересно (нар.) Однако эстетическое значение определительных наречий вторично в сравнении с именами сущ-ми, прил-ми, к-рые несут на себе основную стилистическую нагрузку и преобладают в количественном отношении.

Обстоятельственные наречия выполняют скорее информативную, чем эстетическую функцию: около, поблизости, рядом, вчера, утром, нарочно и др. – как правило, нейтральны в стилистическом отношении. Только в контексте обстоятельственные наречия могут обретать экспрессию:


Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром дожжен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я


Из обстоятельственных наречий в художественной речи часто экспрессивны те, к-рые обозначают «всеохватность», имеют предельное значение: всегда, везде, постоянно, неотлучно: Нет, поминутно видеть вас, повсюду следовать за вами, улыбку уст, движенье глаз ловить влюбленными глазами…

Как и прилагательные, наречия образуют степени сравнения, а также степени качества, всегда являющиеся экспрессивными. Степени сравнения образуют только качественные наречия.

В природе сравнительной степени наречий уже заложено стилистическое значение, т.к. в ней обычно указывается на более интенсивное проявление качества действия: Сильней и слаще с каждым днем несется запах медовой. Образная функция сравнительной степени полнее всего реализуется в художественном сравнении: Она бежала легчесерны молодой.

Различные формы сравнительной степени могут отличаться в функционально-стилевом отношении. Нейтральной считается простая форма сравнительной степени, если она не имеет вариантов: ближе, быстрее, лучше. Возможность образования вариантных форм приводит к их закреплению за определенными стилями: красивее (нейтр.), краше (нар.-поэт.), красившее (грубо-прост.) В парах более-больше, менее-меньше, далее-дальше, ранее-раньше первая форма является книжной, вторая - общеупотребительной. Разговорными считаются формы сравнительной степени наречий с приставкой ПО, имеющие оттенок смягченности, незначительности преобладания признака: получше, покрепче, побольше.

Превосходная степень наречий в СРЯ выступает только в элятиве, указывая на самую высокую степень качества вне сравнения: нижайше кланяться, строжайше запретить. Эти формы всегда экспрессивны, причем их употребление придает речи архаическую окраску: Покорнейше прошу..

Сложные формы превосходной степени стилистически не равноценны. Одна из них, образованная сочетанием простой формы сравнительной степени наречия и слов всего, всех, имеет разговорный оттенок: Меньше всего, дальше всех. При этом сочетания типа выше всего, больше всего обозначают признаки действий неодушевленных предметов, а сочетания больше всех, выше всех – одушевленных: Выше всего он ставит (что?) чувства, любовь.- Выше всех он ставит (кого?) себя. Больше всего Ваня любит борщ. – Больше всех Ваня любит бабушку. Другая форма, образованная сочетанием наречия и слов наиболее, наименее носит книжный хар-р.

Степени качества наречий обозначают меру признака безотносительно к сравнению и образуются, как и степени сравнения, только от наречий, соотносимых с качественными прилагательными. Эти всегда экспрессивны. Они образуются с помощью эмоционально-экспрессивных суффиксов: маленько, близехонько, многовато, а также путем удвоения основы: белым-бело, рано-рано, много-премного. Использование степеней качества наречий в художественных произведениях обычно стилистически мотивировано; они привлекаются для создания непринужденно-разговорного стиля. : «Давненько не брал я в руки шашек», - говорил Чичиков.

К стилистическим ошибкам, связанным с употреблением наречий, относятся плеонастические формы степени сравнения наречий (более сильнее = более сильно или сильнее), употребление нелитературных форм наречий (откудова, завсегда, ширше, длиньше, отколь, куды, сюды, туды).

РАЗДЕЛ 9. СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА