Понятие о чрезвычайной ситуации. Задачи военной медицины в общегосударственной системе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время.

ЛЕКЦИЯ

Тема 10: Медицинская служба ВС РФ в чрезвычайных ситуациях мирного времени

Стихийные бедствия и производственные (транспортные) аварии, сопровождающиеся гибелью людей, принято объединять единым термином «катастрофы».

Стихийные бедствия -это явления природы, носящие чрезвычайный характер, вызывающие нарушение повседневного уклада жизни, беспомощность и страдание населения. Стихийные бедствия могут возникнуть в результате:

- воздействия атмосферных явлений (ураганы, смерчи, снежные заносы и обвалы);

- воздействия огня (лесные, торфяные пожары, пожары в населенных пунктах);

- изменения уровня воды в водоемах (паводки, наводнения);

- изменений в почве и земной коре (оползни, извержение вулканов, землетрясения и цунами).

Стихийные бедствия, подчиняясь законам космобиоритмии, периодически возникают в различных регионах, принося ущерб экономике, вызывают нередко гибель и поражение людей, порождая серьезные медицинские проблемы.

Подсчитано, что среди всех стихийных бедствий в мире 40% приходится на наводнения, 20% - на тропические циклоны, 15% - на землетрясения, 25% - на другие стихийные бедствия. Но если стихийные бедствия, связанные с повышением уровня воды и атмосферными явлениями поддаются прогнозированию, то землетрясения, как правило, непредсказуемые и поэтому приводят к многочисленным человеческим жертвам. Только в течении последнего столетия в различных странах мира зарегистрировано более 40 крупных землетрясений, унесших большое количество жизней людей. Примерами внашей стране могут служить землетрясения вАшхабаде (1948 г.), Ташкенте (1966 г.) и Армении (1988 г.). Только после разрушительного землетрясения в Армении погибло около 20 тыс. человек.

Среди антропогенных катастроф существенное значение имеют
крупные промышленно-транспортные аварии. Крупная авария это внезапная остановка работы или нарушение установленного технологического процесса производства на промышленных предприятиях, транспорт или других объектах народного хозяйства, которые приводят к повреждению или уничтожению ценностей и поражению людей.

Аварии возникают в результате:

- потери прочности, деформации, провалов и обрушения зданий сооружений;

- взрывов;

- пожаров;

- затоплений;

- повреждения энергосистем, инженерных и технологических сетей;

- нарушений на транспортных коммуникациях;

- утечки вредных веществ и загрязнения окружающей среды.

В связи с неуклонным ростом населения планеты, интенсивным освоением новых территорий, концентраций производств, наблюдается тенденция к возрастанию катастроф. Только в 1996 г. в нашей стране произошло более 790 крупных аварий.

На территории Кавказского региона имеются десятки потенциальных опасных объектов промышленности, использующие в своей производственной деятельности опасные вещества; напряженно функционирует СКЖД, воздушные порты; имеются научно-исследовательские учреждения, работающие с биологически активными материалами; склады боеприпасов и т.д. Возможно возникновение обширных зон затопления, в случае разрушения гидросооружений.

Вышеперечисленное говорит о том, что факторы могущие вызвать бедствие разнообразны, но несмотря на это, представляется целесообразным под названием «катастрофы» подразумевать, вне зависимости от причины их возникновения, все ситуации, повлекшие поражения и гибель людей.

В зависимости от масштаба и количества пострадавших людей катастрофы могут приводить к чрезвычайным ситуациям.

Чрезвычайная ситуация- вызванная катастрофой, внезапная резко выраженная диспропорция между различными факторами, угрожающими жизни и здоровью группы лиц, нормальному состоянию окружающей среды и имеющимися в наличии ресурсами защиты от воздействия этих факторов, что не позволяет ликвидировать их повреждение вкороткий промежуток времени.

Для здравоохранения чрезвычайная ситуация - это такая обстановка, при которой возможности местного здравоохранения по оказанию медицинской помощи пострадавшему в результате катастрофы населению оказывается недостаточными, и требуют дополнительного привлечения сил и средств.

Таким образом, основным критерием, позволяющим оценить масштабы катастрофы является массовое поражение людей, если иметь ввиду ее медицинские последствия. К массовым поражениям людей при химических авариях, отравлениях различными ядами, ожогами, травмах, при авариях на транспорте; а также поражение 10 человек и более при радиационной аварии.

Кроме того, к основным медицинским последствиям катастрофы относятся возникновение нарушений психики у людей в зоне поражения -дезорганизация системы управления местным здравоохранением, материальные и людские потери в различных его звеньях. В случае выраженности этих последствий возникает несоответствие между потребностью в медицинской помощи и возможностями имеющихся сил и средств медицинской службы по ее оказанию.

Не все катастрофы, вызывающие массовые поражения людей ведут большому числу санитарных потерь. В частности, при ураганах, смерчах, селях, снежных обвалах и оползнях количество безвозвратных потерь, как правило превалирует над санитарными потерями. Это объясняется тем, что в результате внезапного воздействия этих сил стихии люди не могут защититься и скорее гибнут, чем получают повреждения.

Наиболее характерная медицинская обстановка создается в зонах землетрясений, захватывающих крупные населенные пункты. Ударные и сейсмические волны распространяющиеся в зоне землетрясения, могут приводить к разрушению целых городов, их зданий и сооружений, в результате чего гибнут или получают различные повреждения люди. Так, например, в результате землетрясения в Теньшане (Китай, 1976 г.) погибло 242769 и ранено 773 тыс. человек; в Армении погибло 245 и получило повреждения 31 тыс. человек.

Таким образом, чрезвычайные ситуации, возникающие в результате различных по характеру причин имеют свои специфические особенности. Однако анализ чрезвычайных ситуаций, имеющих место в стране в течение последних лет показывает, что независимо от причин, приведших ним, в ходе ликвидации последствий катастроф перед медицинскими силами и средствами возникают одни и те же проблемы.

В условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени медицинская служба решает задачи аналогичные тем, которые ею выполняются в военное время. Это связано с тем, что чрезвычайные ситуации мирного и военного времени имеют много общих черт и основные принципы деятельности медицинской службы в этих условиях совпадают. Сходство принципов работы медицинской службы проявляется прежде всего напряженной деятельности ее сил и средств в районе бедствия и тактике лечения.

В общегосударственной системе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени деятельность военно-медицинской службы направлена на выполнение следующих задач:

1. Анализ природно-климатических и социально-экономических особенностей региона с выявлением соответствующих факторов риска.

2. Прогнозирование характера и масштаба последствий чрезвычайных ситуаций.

3. Планирование деятельности медицинской службы (в подготовительном периоде, в ходе ликвидации катастрофы).

4. Подготовка органов управления, подразделений медицинской службы, личного состава спасательных команд к действиям.

5. Создание и накопление запасов материальных средств.

Система военной медицины катастроф - структурно-организованная целость, включающая в себя объединенную в едином целеполагании совокупность функционально ориентированных процессов, действий, сил и средств в их взаимоувязанное™, причинно-следственных связях и отношениях.

Главная цель системы - предупредить, ограничить и максимально сократить масштабы поражения войск и населения вследствие стихийных бедствий и промышленных катастроф.

Целевые установки этой системы предопределяют также и развитие научно-теоретической базы.

В целом система военной медицины катастроф должна быть эффективной, устойчивой, гибкой, надежной, действенно и оперативно управляемой, обеспечивающей реализацию основных целевых установок всем комплексом составляющих эту систему элементов.