ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

Контрольні запитання до розділу 3

Техніко-економічні показники робіт із улаштування штукатурної теплоізоляції

Техніко-економічні показники (ТЕП) розраховуються за даними калькуляції витрат праці та заробітної плати робітників і графіку виконання робіт. У нашому прикладі до складу ТЕП входять:

· тривалість робіт – 35 робочих днів (за графіком виконання робіт);

· загальна трудомісткість, Т – 602,15 люд.-днів (по підсумку калькуляції);

· заробітна плата робітників – 68922,69 грн. (по підсумку калькуляції);

· заробітна плата робітників за м2 теплоізоляції – 63,82 грн.;

· виробіток на одного робітника в зміну:

,

де S – загальна площа стін, що утеплюється;

 

· витрати праці на 1 м2 стіни, що утеплюється:

.

 

Більш реальні дані щодо трудомісткості робіт із улаштування теплоізоляції стін можна отримати побудовою графіка потреби в робітниках, що проектується як результат із графіка виконання робіт (табл. 3.6).

 

1. Якою є область застосування фасадної теплоізоляції будинків штукатурного типу?

2. Назвіть основні матеріали та комплектуючі, необхідні для влаштування теплоізоляції з опорядженням штукатуркою?

3. В чому полягають відмінність і переваги фасадної теплоізоляції з опорядженням дрібнорозмірною плиткою?

4. Коротко охарактеризуйте технологічну послідовність улаштування теплоізоляції «мокрого» типу.

5. Чому влаштування теплоізоляції штукатурного типу заборонено виконувати при температурі нижче +5ºС?

6. Вкажіть причини та основні технологічні перерви при влаштуванні фасадної теплоізоляції з опорядженням штукатурками.

7. Як розрахувати трудомісткість і тривалість будівельних робіт із влаштування теплоізоляції фасадів?

 

 

Появление аспекта стилистики в системе языка говорит уже о высочайшей степени развития языка и интеллектуального развития людей на нём говорящих.

Стилистика выделяется как самостоятельная лингвистическая дисциплина и как особая отрасль теории языка в работах по общему языкознанию, например, у Ф.М. Берёзина и Б.Н. Головина (Общее языкознание. М., 1979), у Ю.С. Степанова (Основы языкознания. М., 1966.) и других. Свидетельством оформления стилистики в самостоятельную науку являются также и многочисленные международные и российские симпозиумы и конференции, посвящённые её проблемам. Весьма убедительны в этом отношении высказывания учёных о значении и месте стилистики в современном языкознании. Р.А. Будагов пишет: «… стилистика – «душа» любого развитого языка. Поэтому ей должно принадлежать важное место как в науке о языке, так и в науке о художественной литературе». В свою очередь Ю.С. Степанов подчёркивает значение стилистики для теории языкознания и других отраслей науки: «В настоящее время исследования национальной культуры, языка и психологии стали гораздо определённее и конкретнее именно благодаря появлению стилистики как особой отрасли языкознания».

Само слово стилистика, как и стиль, используются в филологии давно. В России они известны с XVIII века. Первые работы посвящались стилю различных художественных произведений. Однако как научная дисциплина стилистика начинает формироваться примерно с 20-30-х годов ХХ века, а особенно активно разрабатывается направление функциональной стилистики со средины 50-х годов.

Стилистика и сущность стиля теснейшим образом связаны с коммуникативным аспектом языка, с проблемой его употребления, функционирования. Важность и необходимость изучения этой проблемы учёные осознали ещё в начале XX-го столетия.

Большой вклад в развитие стилистики как научной дисциплины, в изучение коммуникативного аспекта языка и его функционирования внесли выдающиеся учёные И.А. Бодуэн де Куртенэ, Е.Д. Поливанов, Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур и многие другие. Свой вклад в разработку функциональной стилистики внесли языковеды Чехии и Словакии.

В 60-е годы функционально-стилистические исследования поворачиваются от изучения структуры языка к исследованию его функционирования – к разработке динамической модели языка. Появляются исследования литературного языка и его нормы.

Основными предпосылками формирования стилистики как научной дисциплины явились три фактора:

1) выделение идеи (начало XX в.) о различении языка – речи и внимание к функциональной стороне языка;

2) разработка проблематики литературного языка и нормы;

3) идея системности.

Кроме того, формирование стилистики обусловлено самой логикой развития языкознания, идущего от изучения «мелких» единиц (звуков) ко всё более «крупным», в том числе текстовым.

Эти три фактора оказались основополагающими для развития стилистики по трём причинам. Во-первых, само явление стиля по своему возникновению и назначению связано именно с речью, с функциональной стороной языка. Во-вторых, понятие стиля – это прежде всего понятие литературного языка и связанное с ним понятие нормы и культуры языка. (Не случайно в процессе развития языкознания три его дисциплины – история литературного языка, стилистика, культура речи – появляются почти одновременно, когда уже сложились национальные литературные языки.). В-третьих, стиль вообще (прежде всего стиль речи) – явление глубоко системное. Таким образом, стилистика сложилась как наука теоретическая, но имеющая большое практическое значение.

В системе языковых средств ведущую роль занимает слово: слово является основной стилистической единицей.

С.Я. Маршак писал: «Человек нашёл слова для всего, что было обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает».

Лексическая стилистика изучает соотносительные лексические средства языка, даёт оценку использованию слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывает рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.

В аспекте лексической стилистики анализируется стилистическое расслоение лексики, выделение её активного и пассивного запаса, слов ограниченного употребления, анализ закономерностей использования стилистически значимых лексических средств в различных сферах общения.

Стилистика играет важную роль в жизнедеятельности человека – роль учителя и своеобразного контролёра, который следит за нашей речью. Именно стилистика не даёт нам права употреблять лишние слова или пропускать их, следует за уместностью употребления тех или иных слов в речи, позволяет сделать нашу речь более красивой, образной. А эти проблемы тесно соприкасаются уже с культурой речи. Культура речи в свою очередь, является показателем уровня образованности, воспитанности, общей культуры человека и его интеллектуального развития. Потому что речь определяет всё, что делает человек.

В языкознании нет общепринятого определения стилистики, она развивалась в составе различных направлений.

В самом общем смысле стилистику можно определить как лингвистическую науку о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения.

Прежде всего, выделяются такие социально значимые сферы общения, как научная, художественная, публицистическая, деловая, бытовая. В соответствии с ними различаются и функциональные стили языка.

Это определение стилистики общее, исторически соответствующее действительности, но его можно разделить на два аспекта по исторически сложившимся направлениям стилистических исследований.

1. Исследования внеконтекстуальных стилистических ресурсов языка – (аспект строевой, структурный), т.е. стилистика ресурсов.

2. Исследования закономерностей функционирования языка в различных сферах общения, т.е. функциональная стилистика – аспект собственно коммуникативный.

В рамках общей стилистики выделяют направление, изучающее язык и стиль художественной литературы и нормативно-прикладной аспект, касающийся непосредственно культуры речи как устной, так и письменной.

Наличие разных направлений и аспектов в стилистике не разрывает её на части, все эти направления объединены общим предметом исследования – определением средств и закономерностей их функционирования в речи (в текстах). То есть, это направления (аспекты) внутри сложного целого.

Охарактеризуем вышеназванные направления стилистики.

1. Направление, изучающее стилистические ресурсы языка, является наиболее традиционным. Стилистика ресурсов (описательная стилистика) характеризует стилистически окрашенные средства языка, выразительные возможности и семантико-функциональные оттенки слов, форм, конструкций. Центральным объектом является стилистическая синонимия языка.

2. Функциональная стилистика исследует закономерности языка в зависимости от коммуникативных задач в той или иной сфере общения и, прежде всего, специфику и речевую системность функциональных стилей и других функционально-стилевых разновидностей: «подстилевых», жанровых, ситуативных и т.д. Таким образом, Функциональная стилистика – это лингвистическая наука, изучающая закономерности функционирования языка в различных сферах общения, соответствующих тем или иным разновидностям человеческой деятельности и речевую системность складывающихся при этом функциональных стилей или их разновидностей. Это направление весьма перспективное.

3. Наука о стилях художественной литературы представляет историческую науку лингво-литературоведческого характера. Она исследует взаимодействие литературного языка и различных стилей художественной литературы в их историческом развитии. К этому же направлению относится стилистика писателя и отдельного художественного произведения, т.е. интерпретация конкретных текстов (стилистика декодирования, стилистика восприятия).

4. Практическая стилистика. Главный принцип стилистики, который должен усвоить каждый говорящий и пишущий, является целесообразность и уместность использования того или иного языкового средства в зависимости от сферы общения, конкретных целей и задач, ситуации, содержания высказывания, жанра и других экстралингвистических задач. Практическая стилистика должна воспитывать у говорящих стилевое чутьё, знакомить с нормами того или иного функционального стиля.

Интересы наших лингвистов сосредоточены на проблемах употребления языка, эффективности коммуникации, влияния экстралингвистических факторов (в том числе социальных) речевой деятельности, целях и задачах речевого общения. Это вывело отечественных лингвистов на разработку приоритетных направлений современного языкознания. Наша отечественная стилистика шире зарубежной по своей проблематике.