Лекция 10 Новые методы управления качеством

Цель лекции: Изучение новых японских методов управления качеством

Ключевые слова: мозговой штурм, стрелочная диаграмма, древовидная диаграмма.

 

«Мозговая атака» («штурм, осада») и «атака разносом».«Мозговая атака» применяются в качестве средства генерирования идей для целей идентификации возможных причин неудач и потенциальных возможностей улучшения качества. «Мозговая атака» широко используется при построении причинно-следственных диаграмм Исикавы типа «рыбий скелет» и с другими основными, новыми и комплексными инструментами управления качеством. Задачей «мозговой атаки» является не допустить исключения из поля зрения возможных причин брака или путей улучшения качества. «Мозговой штурм» в отличие от «мозговой атаки» длится 3—4 часа, «мозговая осада» — от одного до нескольких рабочих дней. Например, «мозговая осада» может включать в себя шесть «мозговых атак», каждая из которых, возможно, будет посвящена построению одной из шести «больших костей» диаграммы Исикавы, отражающих влияние на качество.

«Атака разносом», как это следует из ее названия, направлена на критический анализ, например, подготовленного проекта. При «атаке разносом» все внимание коллектива должно быть направлено исключительно на поиск имеющихся недостатков предмета анализа, высказывание положительных отзывов и какая-либо поддержка запрещены.

Диаграмма сродства — это инструмент, позволяющий выявить основные нарушения процесса (или возможности его улучшения) путем объединения родственных устных данных, собранных в результате «мозговой атаки». Она позволяет распределить по нескольким группам большое количество идей, мнений и интересов, собранных специалистами по конкретней теме. При сборе большого количества данных о различных идеях, мнениях и интересах, связанных с одной темой, диаграмма сродства дает возможность организовать информацию в группы на основе естественных связей, существующих между ними. Диаграмму сродства часто используют для организации идей, возникших в ходе «мозговой атаки».

Диаграмма связей — инструмент, позволяющий выявить логические связи между основной идеей, проблемой и различными данными. Задачей этого инструмента является установление соответствия основных причин нарушения процесса, выявленных, например, с помощью диаграммы сродства, тем проблемам, которые требуют решения. Вот почему есть некоторые сходства между диаграммой связей и диаграммой Исикавы. Используемые в диаграмме связей данные могут быть получены с применением диаграммы сродства и «мозговой атаки». Диаграмма связей является главным образом логическим инструментом, противопоставленным диаграмме сродства (или дополняющим диаграмму сродства).

Древовидная диаграмма (систематическая диаграмма, дерево решений) — инструмент, который позволяет систематически рассматривать предмет (проблему) в виде составляющих элементов (причин) и показывать логические (и являющиеся следствием или продолжением) связи между этими элементами (причинами). Она строится в виде многоступенчатой древовидной структуры, составные части которой — различные элементы (причины, средства, способы) решения проблемы. Древовидная диаграмма применяется для выявления и показа связи между предметом (проблемой) рассмотрения и его компонентами (элементами, причинами).

Матричная диаграмма — инструмент выявления важности различных связей. Такие матричные диаграммы (таблицы качества) часто называют сердцем «новых инструментов управления качеством» и QFD-методологии «дома качества». Матричную диаграмму используют для такой организации и представления большого количества данных (элементов), чтобы графически проиллюстрировать логические связи между различными элементами с одновременным отображением важности (силы) этих связей. Цель матричной диаграммы — табличное представление логических связей и относительной важности этих связей между большим количеством словесных (вербальных) описаний, имеющих отношение к: задачам (проблемам) качества; причинам проблем качества; требованиям, установленным и предполагаемым потребностям потребителей; характеристикам и функциям продукции; характеристикам и функциям процессов.

Стрелочная диаграмма - инструмент, позволяющий спланировать оптимальные сроки выполнения всех необходимых работ для скорейшего и успешного достижения поставленной цели. Применение этого инструмента рекомендуется после того, когда выявлены проблемы, требующие решения, определены необходимые меры, средства, сроки и этапы их осуществления, т. е. после использования хотя бы одного из рассмотренных выше инструментов: • диаграммы сродства; • диаграммы связей; • древовидной диаграммы; • матричной диаграммы. Стрелочная диаграмма обычно графически представляет ход проведения работ. Из стрелочной диаграммы должны быть наглядно видны порядок и сроки проведения различных этапов работы. Стрелочные диаграммы чаще всего представляют в виде одной из двух форм — диаграммы Ганта и сетевого графика.

Поточная диаграмма - этот инструмент представляет собой графическое отображение этапов процесса, удобное для исследования возможностей улучшения за счет накопления подробных сведений о фактическом протекании процесса. Рассматривая связь различных этапов процесса друг с другом, часто удается выявить потенциальные источники неприятностей. В русскоязычном переводе стандарта ИСО 9004-4:1993 [43] этот инструмент назван «карта технологического процесса». Карты технологического процесса могут применяться ко всем аспектам любого процесса, начиная с этапа маркетинговых исследований и вплоть до этапов продажи, а затем монтажа и обслуживания продукции у потребителя. Согласно стандарту ИСО 9004-4:1993 такая карта используется• либо для описания существующего процесса, либо при разработке нового процесса.

Матрица приоритетов — инструмент для обработки большого количества числовых данных, полученных при построении матричных диаграмм (таблиц качества), имеющий целью выявление приоритетных данных. Этот инструмент требует серьезных статистических знаний. Поэтому матрица приоритетов (анализ матричных данных) применяется значительно реже, чем рассмотренные выше новые инструменты управления качеством.

Вопросы для самоконтроля:

1) Для каких целей используют «мозговую атаку»?

2) Допустима ли критика высказанных идей при проведении «мозговой атаки»?

3) Расскажите об областях применения диаграммы сродства.

4) Расскажите о назначении диаграммы связей.

5) Расскажите о назначении и областях применения древовидной диаграммы.

6) Расскажите о назначении, областях применения и целях построения матричных диаграмм.

7) Поясните назначение и область применения стрелочной диаграммы.

8) Поясните назначение и область применения поточной диаграммы.

9) Расскажите о назначении матрицы приоритетов.

Рекомендуемая литература:[9]