Обеспечение эффективного функционирования системы контроля качества

В соответствии с рекомендациями стандартов ИСО 9000 возглавлять систему качества и отвечать за ее эффективное функционирование должен представитель руководства предприятия. Как правило, ему непосредственно подчиняется службакачества, являющаяся центральной частью системыкачества и объединяю­щая отдел управления качеством, отдел технического контроля, метрологическую службу, службу стандартизации, а иногда центральную заводскую лабораторию и испытательные подразделения. В обязанности службы качества входит выполнение содержательных функций и вспомогательных задач. Основными задачами служ­бы качества ОАО «ММРЗ» можно выделить следующие:

1.организация работы по качеству - разработка, внедрение и совершенствование системы качества;

2. разработка политики и планирование качества;

3.контроль качества изготовления продукции, проведение испытаний;

4. метрологическое обеспечение производства;


Процессы обеспечения качества на машиностроительном предприятии
и ответственные за эту деятельность

 

5. ведение претензионной работы;

6. подготовка мероприятий и организационно-распорядительных документов в области качества, контроль и анализ их выполнения;

7. внутренние проверки функционирования системы качества;

8. методическое руководство при обучении персонала вопросам качества;

9. разработка нормативных документов системы качества, относящихся к компетенции службы качества;

10. методическое обеспечение и координация работ подразделений в системе качества;

 

Этапы создания системы качества на предприятии

 

После создания системы качества руководство предприятия периодически проводит анализ ее функционирования и оценку эффективности по результатам плановых внутренних проверок, в ходе которых проверяется выполнение подразделениями своих функций. Главными критериями эффективности системы служат отзывы потребителей и заказчиков о качестве продукции уровень потерь от брака и рекламаций, темпы модернизации и обновления выпускаемой продукции, внедрение достижений науки и техники.

По желанию предприятия может проводиться оценка системы качества независимым органом путем ее сертификации. Целью такой оценки является подтверждение соответствия системы рекомендациям стандартов ИСО 9000. Орган по сертификации проверит Руководство по качеству, а также выборочно документацию системы и ее выполнение на практике. Это позволит оценить внедрение проверенных элементов системы качества.

Проверки функционирования системы качества могут проводиться поставщиком (внутренние проверки), его заказчиками (второй стороной) или независимыми органами (третьей стороной).

Внутренние проверки действующей системы качества необходимы руководству предприятия для того, чтобы постоянно оценивать ее эффективность и принимать меры по ее совершенствованию. В ходе проверок выявляют, как подразделения выполняют свои функции (элементы) в системе качества и оценивают соответствующие нормативные документы.

Для проведения регулярных внутренних проверок системы качества в ОАО «ММРЗ» необходимо разработать нормативно-методический документ (стандарт, инструкцию), регламентирующий процедуру проверки, и составить план проведения проверок (обыч­но па год). Проверки проводят специально обученные аудиторы (в том числе работники службы качества) или под их руководством - инспекционная группа с участием квалифицированных специалистов, не занятых в проверяемой области деятельности.

Проверки системы качества второй стороной проводятся представителями заказчиков, как правило, перед заключением контрактов. Назначение этих проверок состоит в том, чтобы заказчик получил дополнительную гарантию стабильности качества про­дукции, убедившись, что у поставщика есть система качества, отвечающая требованиям стандартов ИСО 9000. Иногда перед про­ведением проверки заказчик, исходя из рекомендаций стандартов ИСО 9000, может направить поставщику перечень вопросов, на которые тот должен дать аргументированные ответы во время проверки. Но бывает, что интересующие вопросы заказчик задает непосредственно во время посещения поставщика.

В начале переговоров, как правило, обсуждается возможность поставщика принять и исполнить заказ в оговоренные сроки.

Затем заказчик проверяет возможность поставщика обеспечить требуемое качество продукции. Проведение этой проверки обес­печивает служба качества. В процессе проверки особое внимание обращается на следующие вопросы:

-качество и надежность выпускаемой продукции; при этом необходимо иметь в виду, что заказчик может за­ранее самостоятельно собрать эти данные из независи­мых источников;

-внедрение системы качества, наличие и оформление Руководства по качеству, наличие сертификатов на про­дукцию и на соответствие системы качества стандартам ИСО 9000;

-организация и контроль проектирования; характеристика субподрядчиков и входной контроль ма­териалов и покупных изделий;

- уровень технологического и метрологического обеспе­чения производства;

-наличие в цехах необходимых чертежей, техпроцессов, программ испытаний и других нормативных документов;

-организация и управление производственными процес­сами, важными для обеспечения качества заказывае­мой продукции;

-операционный контроль производства, испытания и при­емка готовой продукции;

-изоляция окончательно забракованной продукции;

- хранение материалов, покупных изделий и готовой про­дукции.

Оцениваются также общие условия труда: освещенность, тем­пературный режим, состояние производственных помещений, ра­циональное размещение, порядок и чистота на рабочих местах.

Проверки системы качества независимой третьей стороной проводятся, как правило, органом по сертификации с целью выдачи поставщику сертификата на продукцию или на систе­му качества либо для подтверждения ранее выданного серти­фиката. При наличии у поставщика сертификата на систему качества, выданного авторитетным для заказчика независимым органом, объем проверок системы качества заказчиками про­дукции обычно сокращается. Сертификационные и инспекци­онные проверки (аудиты) системы качества осуществляются органами по сертификации и обеспечиваются службой качест­ва с привлечением подразделений, занятых в проверяемых об­ластях деятельности. Для четкой организации этих работ целе­сообразно составить график проверок и утвердить его у руко­водства предприятия.

В последние годы для совершенствования систем качеств стала применяться самооценка предприятий по критериям премий в области качества. Совершенствование системы качества предусматривает:

-уточнение перечня функций и элементов системы качества, перераспределение функций среди подразделений - исполнителей работ;

- изменение состава и содержания нормативных документов системы качества и корректировку Руководства по качеству;

-повышение темпов модернизации и обновления выпускаемой продукции; развитие сферы услуг;

-внедрение более эффективных методов контроля испытаний;

-обучение работников новым методам обеспечения качества;

-применение новых форм и методов мотивации персонала;

- активизацию маркетинговой и рекламной деятельности;

-развитие инициативы работников и привлечение их к работе в кружках качества и другие.

Организует и координирует эту работу отдел управления качеством. При этом надо иметь в виду, что проведение этой работы легко может проверить заказчик и аудитор по наличию и частоте внесения изменений в документы системы качества.

Совершенствование системы качества по результатам внутренних проверок, проверок второй и третьей стороной, а также по результатам самооценки предприятия по критериям Российской премии по качеству - непременное условие эффективного функционирования системы качества в изменяющейся внутренней среде и внешней ситуации.

Остановимся подробнее на таком направлении эффективного функционирования системы качества как организация кружков качества. Опыт лучших предприятий США, Японии и стран Западной Европы показал, что одним из эффективных методов решения проблем качества является использование кружков качества - добровольного объединения работников для решения проблем на рабочих местах. Их внедрение стимулирует творческое отношение к труду, позволяет повысить производительность труда и качество продукции, снизить ее себестоимость.

Для организации работы кружков качества на предприятии, нужно создать такие условия, при кото­рых персонал был бы заинтересован участвовать в их работе.

В наших условиях, при наличии организованной рационализаторской работы, кружки качества могут использоваться для реше­ния комплексных проблем качества, требующих участия специалистов разных направлений: конструкторов, технологов, производ­ственников, которые в обыденной практике работают разрознен­но. Служба качества совместно со специалистами разных подраз­делений должна составить перечень проблем и провести серию совещаний, чтобы инициировать их создание. На основании перечня проблем и состава специалистов по каждой проблеме нужно выпустить приказ по созданию и организации работы нескольких кружков с указанием руководителей кружков, сроков работ и сумм вознаграждения для стимулирования решения намеченных проблем. Все это, а также детальный порядок создания, повседневной рабо­ты и прекращения деятельности кружков качества, права и обязанности администрации и работников по внедрению поданных пред­ложений, моральное и материальное поощрение членов кружков качества целесообразно изложить и утвердить в специальном Положении о кружках качества. Для ОАО «ММРЗ» можно предложить порядок работы кружков качества, который используют многие предприятия.

«Положение» должно быть согласовано с профсоюзом, так как работа кружков качества связана с выделением рабочего времени, предоставлением помещений, оборудования, охраной труда, а также вознаграждением за поданные предложения. Деятельность кружков качества может быть направлена не только на решение конкретных проблем качества, но и на повышение производительности труда, внедрение передовой технологии и рациональных приемов труда, экономию ресурсом, снижение себестоимости и т.д. Предлагаемый вариант не исключает создания кружков качества по «классическому» образцу, снизу, по инициативе работников для решения текущих проблем непосредственно на рабочих местах.

Более того, инициатива работников должна поощряться администрацией, а служба качества должна заниматься координацией и учетом работы таких кружков. Тем не менее, как показывает опыт, в наших условиях, в дополнение к организованной на предприятиях рационализаторской и изобретательской работе, наиболее реальными могут быть кружки качества, созданные по типу комплексных групп.

Весомость причин, влияющих на отношение человека к качеству его работы в современных условиях Санкт-Петербурга, была выявлена путем опроса. Результаты этого исследования представлены на рис. [17, с. 283].

 

Порядок работы кружков качества

 

Самой весомой причиной, позволяющей добиться высокого качества, является материальное поощрение, то есть размер заработной платы. Следующим фактором является обучение, профессиональная подготовка кадров. Немного уступает другой фактор воздействия на работников, а именно: воспитание сознательного отношения к качеству результатов труда. Затем идет морально-психологическое состояние в коллективе (корпоративная культура). Более слабое влияние имеют такие факторы, как меры государства, забота администрации об улучшении условий труда, боязнь ответственности за плохую работу.

Исходя из перечисленных факторов, строится работа на предприятиях и разрабатываются меры воздействия на персонал.

Таким образом, обеспечение качества услуг ОАО «ММРЗ» будет зависеть не только от того, как разработана система качества, но и от того, как практически будут выполняться подразделениями их функции в этой системе. Объективной оценкой эффективности системы качества служат отзывы потребителей и заказчиков о качестве продукции, уровень потерь от брака и рекламаций, темпы модернизации и обновления выпускаемой продукции, внедрение достижений науки итехники. Для поддержания эффективности системы качества руководству ОАО «ММРЗ» необходимо постоянно проводить периодический анализ функционирования системы.

 

Рис. Причины, влияющие на отношение человека к качеству работы