Планирование качества осуществляется, исходя из требований заказчиков и рынков сбыта и направлено на их удовлетворение.

Оценка эффективности СМК

Составление матрицы распределения обязанностей и ответственности в СМК

Ответственность, полномочия и взаимодействие персонала могут быть правильно и в полной мере определены только в процессе проектирования системы качества, когда по каждой функции, задаче, процедуре обеспечения качества продукции определяется ответственный за ее выполнение и порядок взаимодействия. Определяя ответственность за качество или выполнение той или иной функции, задачи, процедуры обеспечения качества, следует прежде всего исходить из того, какое подразделение или какой работник ближе всего соприкасается с этой задачей по природе своей деятельности.

Например, естественно возложить ответственность за качество изготовления продукции на рабочего, мастера, начальника цеха, зам. директора по производству, а не на ОТК, поскольку продукция приобретает качество в процессе производства, а не в процессе контроля. Перенесение ответственности за качество изготовления с контрольного персонала на производственный очень распространено сегодня на многих зарубежных предприятиях. Естественно также возлагать ответственность за изучение спроса на продукцию на отделы сбыта, поскольку по роду своей деятельности они непосредственно связаны с потребителем и лучше всего знают реакцию потребителя на продукцию, что характерно для большинства зарубежных предприятий.

Для наглядного представления ответственности и взаимодействия персонала по вопросам качества целесообразно применять матрицы распределения функций.

Матрица ответственности может быть составлена по процессам системы качества, или по выполняемым работам в рамках отдельного процесса.

Ответственность персонала за выполнение работ, влияющих на качество продукции, должна лежать в основе системы стимулирования работников предприятия за качество.

Оценка качества производится после внедрения системы качества, а затем разрабатываются дополнительные мероприятия по улучшению качества, которые обычно предусматривают:

1. модернизацию выпускаемых изделий с повышением их качества;

2. разработку и освоение новых изделий;

3. проведение научно-исследовательских работ.

Функция планирования качества на предприятии должна отвечать на три вопроса:

1) где мы находимся в настоящее время;

2) куда мы хотим двигаться;

3) как мы собираемся делать это.

После внедрения системы качества и ее доработки проводится сертификация системы качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Получение такого сертификата от авторитетного независимого органа существенно укрепляет позиции предприятия на рынках сбыта, т.к. дает заказчикам дополнительную уверенность в возможности предприятия стабильно обеспечивать требуемый уровень качества.

После внедрения системы качества потребуется проведение плановых внутренних проверок системы для поддержания ее эффективного функционирования и совершенствования. После сертификации системы потребуется организация инспекторских проверок с целью подтверждения выданного сертификата.

Крайне важно обратить внимание на то, чтобы на всех этапах производственного процесса было предусмотрено все необходимое для обеспечения качества продукции: хорошие материалы, современное оборудование, инструмент и средства измерений, хорошо обученный дисциплинированный персонал и необходимая документация.

Обеспечение эффективного функционирования системы качества и ее дальнейшее совершенствование составляют основное содержание управления качеством на предприятии.

Оценкой эффективности системы качества служит уровень качества выпускаемой продукции.

 

РАЗДЕЛ 3. СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Лекция 8. Система качества на машиностроительном предприятии
(на примере мотороремонтного завода)

Главная цель системы: обеспечение высоких и устойчивых темпов роста качества ремонтов двигателей. Она достигается своевременной поставкой нового оборудования, улучшением показателей качества ремонтируемых узлов и агрегатов путём совершенствования и модернизацией с применением новых технологий. Функций и задачи, способы и методы их реализаций закрепляются в комплексе стандартов предприятия. В круг функций и задач внесено следующее:

-прогнозирование потребностей, технического уровня и качества узлов и агрегатов;

-организация материально технического обеспечения;

-специальная подготовка и обучение кадров;

-сборка, складирование и эксплуатация;

-стимулирование повышения качества;

-контроль качества;

-надзор за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий;

-состояние средств измерения.

Служба управления качеством ремонтируемых изделий на мотороремонтном заводе представлена отделом технического контроля. В отдел технического контроля входят: начальник, пять мастеров, два контролёра. В отделе технического контроля ведется график технического контроля по каждому участку на предъявляемую продукцию, индивидуально на каждого работника. Если процент сдачи ниже 90 %, работник лишался за качество выпускаемой продукции определенных благ, предоставленных заводом. Это был один из видов борьбы за качество. В семидесятые года повсеместно вводились бригадные соревнования за качество выпускаемой продукций, между заводами за переходящие красное знамя и т. д. Все это стимулировало работников, для того чтобы производить качественную продукцию, также велась повсеместная политика не только на заводах, а по всей России.

В настоящие время рыночных отношении при огромной конкуренции рынок сам навязывает выпускать качественную продукцию. На все рабочие процессы разработаны технологические карты, по которым рабочий знает, какой способ (обработки) применить, например: при обкатке двигателя проверяются давление масла на разогретом двигателе при разной частоте вращения колен вала, если все параметры в норме - значит, ремонт двигателя произведен качественно согласно технологии. Для оперативных выездов по прокламациям, и осуществлению контроля по качеству ремонтируемой продукции на заводе в свое время была создана служба надёжности. Инженер по надёжности, по прокламациям должен выезжать на место и разбираться, по за какой причине данный автомобиль вышел из строя.

Основным показателем премирования работников ОТК является соблюдение уровня рекламаций в пределах допустимых нормативов неисправностей машин, агрегатов узлов. Предельно-допустимые нормативы неисправностей согласно Положения о премировании службы технического контроля.

Контроль качества независимо от совершенства применяемых для этого методик предполагает прежде всего отделение хороших изделий от плохих. Большую роль в обеспечении качества продукции играют статистические методы. Статистические методы контроля качества подразделяются на:

-статистический приемочный контроль по альтернативному признаку;

-выборочный приемочный контроль по варьирующим характеристикам качества;

-стандарты статистического приемочного контроля;

-система экономических планов;

-планы непрерывного выборочного контроля;

-методы статистического регулирования технологических процессов.

Для успешного применения статистических методов контроля качества продукции необходимы соответствующие руководства и стандарты, доступные широкому кругу инженерно-технических работников. Стандарты на статистический приемочный контроль обеспечивают возможность объективно сравнивать уровни качества партий однотипной продукции как во времени, так и по различным предприятиям.

Контроль качества основных видов работ ОАО «ММРЗ» можно определить, используя статистический контроль по альтернативному признаку. Основной характеристикой партии изделий при контроле по альтернативному признаку является генеральная доля дефектных изделий.

В практике статистического контроля генеральная доля дефектных изделий известна и следует ее оценить по результатам контроля объема изделий.