Установление перечня процессов
Бизнес-процессы – один из мощных инструментов повышения эффективности бизнеса. Технология описания бизнес-процессов обеспечивает прозрачность всех операций бизнеса, позволяет анализировать возможные последствия сбоев на том или ином этапе выполнения работ, вовремя найти и исправить ошибку. Еще одним достоинством технологии является управление операционными издержками, которое становится одним из основных условий выживания на рынке. Процессный подход к управлению позволяет руководителям определять и управлять ключевыми процессами и результатами деятельности компании, действительно создающими добавленную стоимость; а также, интегрировать часто разрозненные действия функциональных департаментов и направлять их усилия на единый результат.
Компания, построенная по процессному принципу, более гибкая и адаптивная.
Управление на основе процессов позволит точно знать "Кто и за что отвечает" и как каждая операция влияет на конечный результат.
Компания является системой взаимосвязанных элементов – подразделений. Управление на основе процессов позволит повысить эффективность горизонтальных связей между этими подразделениями.
Наличие модели существенно упростит проведение входного аудита для выявления необходимых изменений в деятельности компании для приведения ее в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО9001:2000.
Дополнительное развитие модели позволит сформировать требования к интегрированной информационной системе предприятия.
Процессный подход стимулирует мышление операциональными определениями.
Процессный подход задает другой стиль мышления. В частности, он заставляет мыслить системно: Деминг: "Функционирование любого составляющего систему подпроцесса должно оцениваться в терминах его вклада в цели всей системы, а не по его индивидуальной производительности или прибыли и ни по какому другому соревновательному критерию".
Процессный подход: выход на продуктивную идею внутренних поставщиков и потребителей. Процессный подход: от "что делать" к "что сделать".
Фактически реальная деятельность, приносящая добавленную стоимость, не осуществляется изолированными элементами функциональной иерархии, а пронизывает предприятие в виде совокупности процессов.
Процессный подход позволяет: 1) учесть такие важные аспекты бизнеса, как ориентация на конечный продукт, заинтересованность каждого конкретного исполнителя в повышении качества конечного продукта и, как следствие, заинтересованность в качественном выполнении своей работы; 2) более гибко реагировать на внешние и внутренние изменения; 3) оптимизировать обмен информацией между функциональными подразделениями.
Процессный подход логично приводит к бенчмаркингу. Бенчмаркинг – исследование деятельности, продуктов и услуг родственных компаний с целью совершенствования собственных деятельности, продукции, услуг. Бенчмаркинг является незаменимым инструментом для изучения организации. Без него вы никогда не узнаете, каково положение вашей компании относительно конкурентов.
Процессный подход: исполнители наделяются большими полномочиями, увеличивается их роль, самостоятельность и как следствие – отдача, удовлетворение трудом; руководители, в свою очередь, освобождаются от "текучки", оперативных вопросов и сосредотачиваются на стратегических, системных вопросах.
Процессный подход позволяет реализовать важнейшую идею менеджмента качества: встраивание контроля качества в процесс вместо контроля качества готовой продукции (оказанной услуги).
Определение процесса: в терминах ISO 9000:2000: «Процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая «входы» в «выходы».
Переход к матричному способу управления организацией занимает у передовых фирм мира около 10 лет. При этом, как правило, все основные бизнес-процессы функциональных подразделений уже определены и описаны, ответственность и ресурсы определены и дело остается за определением приоритетов работ по сквозным процессам.
Постепенный переход от функциональной структуры организации к процессному управлению заключается в четком распределении ответственности, взаимодействия, ресурсов, информации для принятия управленческих решений и отчетности. После того как эти связи в процессе и между процессами созданы и нормально функционируют, можно приступать к переходу на матричную систему управления.
Описать бизнес-процесс означает:
1) определить владельца бизнес-процесса;
2) определить границы бизнес-процесса (границы ответственности и полномочий владельца процесса по управлению процессом);
3) определить клиентов и выходы бизнес-процесса;
4) определить поставщиков и входы бизнес-процесса;
5) определить ресурсы, необходимые для выполнения бизнес-процесса (находятся в распоряжении владельца процесса);
6) описать технологию выполнения бизнес-процесса (например, с использованием графических схем в выбранных нотациях);
7) разработать показатели, по которым оценивается бизнес-процесс, его результаты и удовлетворенность клиентов бизнес-процесса;
8) описать работу владельца по анализу и улучшению бизнес-процесса, а так же его отчетность перед вышестоящим руководителем.
Система менеджмента качества на предприятии представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, внутри которых имеются последовательно выполняемые виды деятельности (операции).
С целью повышения эффективности управления, высшим руководством завода были определены все виды деятельности (т. е. была составлена «Матрица видов деятельности и распределения ответственности в системе менеджмента качества).
Далее все виды деятельности (операции) были включены в соответствующие процессы.
После этого стало возможным в деятельности завода окончательно определить все процессы (табл. 1.1) и составить схему взаимодействия этих процессов (см. рис 1).
Таблица 1.1 Перечень процессов и нормативной документации
№ п/п | № пункта стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008, где изложены требования | Ответственный за выполнение данных требований в организации | Наименование требуемого или существующего процесса | |
Начальник отдела снабжения | Анализ контракта и планирование производства | |||
Начальник отдела снабжения | Закупки материалов | |||
Начальник отдела снабжения | Прием, учет, подготовка, хранение и выдача в производство материалов | |||
Начальник заготовительных цехов | Производство поковок | |||
Начальник обрабатывающих цехов | Производство конических колес-валов | |||
Начальник отдела технического контроля | Контроль и испытания готовой продукции | |||
Зам. директора по управлению качеством | Установление статуса контроля | |||
Начальник склада готовой продукции | Упаковка, маркировка, складирование и отгрузка продукции | |||
п. 5 | Генеральный директор | Ответственность руководства | ||
п. 5.4.2 | Зам. директора по управлению качеством | Планирование качества | ||
Зам. директора по управлению качеством | Внутренние проверки | |||
п. 4.2 | Зам. директора по управлению качеством | Документирование СМК | ||
п. 4.2.3 | Зам. директора по управлению качеством | Управление документацией | ||
п. 6.2 | Генеральный директор | Управление персоналом | ||
Начальник вспомогательных цехов | Техническое обслуживание и ремонт оборудования и транспорта | |||
Зам. директора по общим вопросам | Обеспечение процессов инфраструктурой и производственной средой | |||
Начальник метрологического отдела | Метрологическое обеспечение производства | |||
Начальник отдела управления качеством | Статистические методы управления качеством | |||
п. 8.5.2 п. 8.5.3 | Начальник отдела управления качеством | Корректирующие и предупреждающие действия | ||
п. 8.3 | Начальник отдела управления качеством | Управление несоответствующей продукцией |