Этап 7. Получение сертификата

Этап 6. Внедрение СМК и внутренний аудит

После разработки всех нормативных документов начинается этап внедрения системы менеджмента качества. Запускать процессы в рамках новой системы можно постепенно, например, сначала внедрить контроль процесса закупок, затем производства и т. п. Этап внедрения сопровождается проведением внутреннего аудита, специальных процедур по проверке работы СМК. В начале этапа внедрения они проводятся часто (возможно, раз в неделю), затем реже (один раз в месяц или даже в квартал).

В ходе внутреннего аудита будут выявляться несоответствия между текущей работой и требованиями стандарта. Эти отклонения необходимо фиксировать. Затем по итогам аудита проводится корректировка работы сотрудников, а также нормативной документации для того, чтобы в дальнейшем избегать отклонений. Всю эту работу также следует документировать в соответствии с процедурами СМК.

 

Для того чтобы сертифицировать СМК, необходимо подать заявление в сертификационный орган. Первоначально следует представить в сертификационный орган ряд документов. В зависимости от требования конкретного сертификационного органа это могут быть:

- заявление о сертификации;

- все документы по СМК («Политика в области качества», «Руководство по качеству»; схема организационной структуры компании, документированные процедуры и другие разработанные документы СМК);

- перечень основных потребителей и поставщиков предприятия.

Специалисты сертификационного органа проводят экспертизу представленных документов. Экспертиза может включать визит представителей сертификационного органа на предприятие для проверки системы качества в действии. По итогам проверки составляется протокол, в котором фиксируются все несоответствия между документацией СМК и требованиями стандарта, на соответствие которому проводится сертификация. Обычно по результатам первого этапа проверки выявляются несоответствия, и задача предприятия - как можно быстрее устранить их и доказать это сертификационному органу.

После этого проводится собственно сертификация (сертификационный аудит). Результаты аудита считаются положительными, если количество и степень значимости выявленных несоответствий не будет превышать установленную сертификационным органом планку. После того, как все несоответствия будут устранены, предприятию выдается сертификат (он оформляется около месяца). Повторные (наблюдательные) аудиты СМК сертификационный орган проводит с определенной периодичностью. Они подтверждают, что предприятие не только внедрило систему менеджмента качества, но и постоянно улучшает ее.

Разработка документации, составляющей систему менеджмента, производится строго с учетом требований международного стандарта ИСО 9001:2000 и/или национального стандарта ГОСТ Р 9001:2008. К основной документации систем менеджмента относится:

- Политика предприятия в рамках системы — документ с изложением целей, принципов и задач, а также механизма их решения;

- Руководство по качеству — документ, содержащий в сжатой форме описание функций руководства, построения системы, используемых процедур и методик для управления деятельностью, влияющей на качество продукции, экологию, здоровье и безопасность;

- Документированные процедуры (стандарты организации) — документы, содержащие описание процедур системы, используемых при планировании и управлении деятельностью. В документированной процедуре определены ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала, который руководит, выполняет, проверяет или анализирует работу, а также указано, как следует выполнять различные виды работ, использовать документацию и осуществлять контроль. Распространяется на группы работников и подразделения организации.

- Рабочие инструкции — документы, содержащие детальное описание отдельных процессов и используемых методов при осуществлении деятельности системы. Инструкции распространяются на деятельность отдельных работников.

Основные документы СМК:

· Политика в области качества

· Цели в области качества

· Руководство по качеству

· Документированные процедуры, требуемые МС ISO 9001:2000, ГОСТ Р 9001:2008;

· Процедуры рабочих процессов;

· Исполнительная документация;

· Записи.

Если в организации уже есть документация, регламентирующая политику предприятия и описание ключевых процессов, то производится ее корректировка, дополнение и актуализация с учетом требований указанных выше стандартов.