Этап 2. Обучение персонала

Этап 1. Решение руководства

Этапы создания системы менеджмента качества

Лекция 7. Основы менеджмента качества на предприятии

Система менеджмента качества (СМК) — это система, обеспечивающая эффективную работу предприятия, в том числе и в области управления качеством выпускаемой продукции. Наиболее эффективными при создании СМК считаются требования, зафиксированные в стандартах ИСО серии 9000.

Необходимо отметить, что эффективную СМК можно создать и не ориентируясь на стандарты ИСО серии 9000. Однако для того чтобы сертифицировать ту систему, то есть получить документ, свидетельствующий о том, что процессы, осуществляемые в организации, эффективны и направлены на постоянное улучшение качества продукции (услуг), система должна соответствовать требованиям стандартов ИСО 9001. Поэтому процесс создания СМК мы будем рассматривать с точки зрения этих требований.

Для того чтобы построить систему менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО 9001, в компании должны быть созданы следующие элементы СМК:

- документы, в которых необходимо сформулировать цели и задачи СМК, а также принципы их достижения (политика и цели в области качества);

- соответствующая «Политике в области качества» система взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов;

- нормативные документы, описывающие и регулирующие бизнес-процессы деятельности в рамках СМК;

- эффективный механизм реализации требований, регламентированных нормативной базой;

- подготовленный персонал организации.

При формировании всех этих элементов должны учитываться основные восемь принципов менеджмента качества. Рассмотрим процесс построения СМК поэтапно.

 

Руководитель должен принять решение о начале проекта, известить сотрудников компании, а также создать предпосылки для быстрого осуществления всех остальных этапов. Также следует сформулировать цели построения СМК, выделить на верхнем уровне процессы СМК, которые нужно контролировать, и критерии оценки их качества. Впоследствии стратегию в области качества необходимо зафиксировать в документе под названием «Политика в области качества». Этот документ является основополагающим в системе документации СМК компании.

 

Для дальнейшей успешной работы СМК персонал компании должен изучить теорию менеджмента качества, стандарты ИСО серии 9000, освоить теорию процессного подхода, а также основные требования к внедрению СМК. Обучение пользованию системой можно провести как с помощью консультантов, так и самостоятельно, если в компании есть сотрудник, имеющий опыт постановки СМК.