Электронная Россия

 

Программа "Электронная Россия" рассчитана на 9 лет, в течение которых предстоит предпринять меры, направленные на информатизацию России*(154). В рамках ФЦП будут произведены инвестиции на сумму около 2,4 млрд долларов. Именно инвестиции, ведь от вложений рассчитывают получить реальную отдачу. Так, согласно программе к 2007 г. доля продукции индустрии информационных технологий (ИТ) в российском ВВП должна возрасти с нынешних 0,5% до 2%, а объем экспорта высоких технологий увеличится в 15-20 раз (до 2,5 млрд долларов).

Программа предполагает реформу нормативного регулирования рынка ИТ, внедрение новых технологий в государственных органах и частном секторе, создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности россиян, и построение масштабной инфраструктуры коммуникаций. В результате реализации программы будут подключены к Интернету все российские вузы и больше половины школ, созданы электронные библиотеки, внедрены системы телемедицины и т.д.

Идея "Электронной России" возникла в начале 2000 г., когда Министерство экономического развития и торговли РФ работало над стратегическим планом развития страны до 2010 г. Было понятно, что для сокращения экономического отставания от развитых стран необходимо развивать сектор высоких технологий, в котором возможно достичь большей производительности, чем в секторе сырьевом. А без компьютеров и мощной телекоммуникационной инфраструктуры добиться этого нельзя.

В феврале 2001 г. главой Правительства РФ было подписано распоряжение о разработке программы "Электронная Россия". Через два месяца была готова ее первоначальная версия, которая затем была рассмотрена на расширенном заседании коллегии Минэкономразвития. После многочисленных согласований с различными ведомствами, выяснения мнения делового сообщества и внесения соответствующих корректив как в содержательную часть программы, так и в ее бюджет, в январе 2002 г. "Электронная Россия" была одобрена Правительством РФ. Координатором программы назначили Министерство РФ по связи и информатизации.

Главным разработчиком программы выступила Высшая школа экономики (ВШЭ) - один из ведущих государственных университетов России в экономической и управленческой области. Помимо ВШЭ, над документом работали Минэкономразвития, Министерство по связи и информатизации, Министерство образования, Федеральное агентство правительственной связи и информации. Кроме того, в разработке "Электронной России" принимали участие Бюро экономического анализа, Межведомственный аналитический центр, НИИ "Информика", эксперты российских и зарубежных ИТ-компаний, представители академической науки. Репрезентативность группы, занимавшейся подготовкой программы, позволила учесть потребности всех слоев общества и добиться, чтобы в результате реализации программы эти потребности были удовлетворены максимально полно.

Рассмотрим основные цели программы.

К экономическим целям можно отнести построение экономики, ориентированной на потребление и экспорт информационных продуктов и услуг. По замыслу разработчиков, это позволит кардинально сократить отставание России в использовании новых технологий и органично интегрировать нашу страну в мировую экономику. Важная политическая задача программы состоит в создании оптимальных условий для развития гражданского общества. Идея такова: в стране с высокой степенью информационной открытости гораздо меньше возможностей для злоупотреблений по отношению к гражданам со стороны представителей власти. Использование информационных технологий в этой связи как раз и позволит обеспечить такую открытость. Действительно, возможность направить запрос по электронной почте существенно облегчит гражданину общение с государством.

Предпосылками для внедрения программы стал наметившийся разрыв между Россией и развитыми странами в области информационных технологий. Это в равной степени касается как мизерной доли участия отечественных информационных технологий в ВВП страны, так и низкого уровня компьютеризации населения. При этом внедрению новых технологий препятствуют множество факторов: от слабой готовности государства к их применению и высокой степени монополизма в индустрии, до несовершенства законодательной базы и ничем не оправданных административных барьеров. Учитывая, что степень информатизации экономики становится определяющим фактором конкурентоспособности страны, такое отставание представляет угрозу экономической безопасности государства.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, Россия имеет возможность выйти из нее в короткие сроки, так как она обладает высоким кадровым и образовательным потенциалом, а отечественный сектор информационных технологий растет с каждым годом. Программа "Электронная Россия" призвана создать условия, при которых по степени проникновения информационных и коммуникативных технологий Россия сможет максимально быстро выйти на один уровень с развитыми странами. Выполнение заложенных в программе мер позволит не только повысить эффективность государственного управления, конкурентоспособность экономики и степень развития общества, но также поможет сделать Россию одной из ведущих информационных держав мира.

Электронное государство. В рамках "Электронной России" будет проведена полная ревизия, а затем - изменение нормативно-правовой базы, регулирующей сферу информационных технологий. Приоритеты: эффективная защита авторских прав, принятие законов об электронной коммерции и электронном документообороте, регламентация доступа к общегосударственным информационным ресурсам. Также предполагается ослабить ограничения, сдерживающие развитие ИТ-индустрии: облегчить процедуры получения необходимых лицензий, повысить инвестиционную привлекательность отрасли с тем, чтобы обеспечить приток капитала в этот сектор экономики.

Большое внимание в программе уделено информатизации государственного управления. Концепция "электронного правительства" предполагает кардинально изменить принцип взаимоотношений государства с гражданами и бизнесом. Предполагается значительно расширить объем информации, которую государственные органы будут обязаны предоставлять гражданам, в том числе и через Интернет. В частности, в обязательном порядке планируется публиковать в Интернете проекты законов и постановлений Правительства, информацию о формировании и исполнении бюджетов, проводимых тендерах, отчеты о результатах работы госпредприятий и даже итоги проверок, проводимых Счетной палатой и другими контрольными органами.

Помимо этого, в открытом доступе будут представлены различные информационные и статистические базы данных. Их тематика весьма широка - от маркетинговых исследований, справочников по предприятиям и каталогов продукции до данных о регистрации сделок с недвижимостью или выданных патентах. Простой пример: создание баз данных результатов научно-технической деятельности и интеллектуальной собственности позволит значительно облегчить поиск информации, необходимой для запуска и модернизации производства.

В программе сделан акцент на повсеместном внедрении в государственных органах систем электронного документооборота. Причем эти системы не будут автономными, они смогут взаимодействовать между собой (между различными организациями информация также будет передаваться в электронном виде) и с внешним миром. Планируется внедрить систему дистанционной подачи документов в Министерство по налогам и сборам, в Госкомстат, в Министерство по антимонопольной политике, в таможенные органы и проч. Большую часть государственных тендеров и закупок также предполагается проводить в электронной форме.

Электронная экономика. Преимущества, которые "Электронная Россия" предоставляет частным компаниям, не ограничиваются совершенствованием нормативной базы в сфере ИТ. Программа предполагает также государственную поддержку экспорта информационных технологий. Для этих целей планируется проведение мероприятий, направленных на продвижение российских компаний на мировых рынках, создание России имиджа страны, специализирующейся на производстве интеллектуальных продуктов. "Электронная Россия" будет способствовать привлечению российских специалистов к участию в международных программах развития и стандартизации в сфере ИТ.

Одной из задач программы является создание условий для формирования института венчурных фондов как одного из наиболее действенных инструментов финансирования инновационных проектов. Она предусматривает поддержку технопарков, в которых высокотехнологичные компании смогут организовывать свой бизнес с минимальными затратами. Государственные чиновники будут консультировать руководителей молодых компаний по вопросам выхода на внешний рынок или привлечения инвестиций.

Компаниям, не имеющим отношения к сфере высоких технологий, "Электронная Россия" также облегчит жизнь. Во-первых, благодаря возможности подавать налоговую и прочую отчетность в электронной форме, а, во-вторых, благодаря информированию компаний посредством разнообразных электронных баз данных. Это упростит им как взаимоотношение с государственными структурами, так и поможет эффективнее искать партнеров, вести закупки и т.д. В рамках "Электронной России" планируется организовать подготовку и повышение квалификации работников ИТ-сферы. В бюджете программы на эти цели отведено 3,5 млрд рублей.

Электронное общество. Рядовые граждане также не обойдены вниманием "Электронной России". В рамках программы для них предполагается создать инфраструктуру новых технологий и образовательные программы, призванные научить этими технологиями пользоваться. Для этих целей предполагается создать по всей стране широкую сеть пунктов доступа в Интернет. В частности, так называемые коллективные центры доступа в Сеть появятся в каждом населенном пункте, где население превышает 10 тыс. человек. Располагаться такие центры будут в почтовых отделениях, библиотеках, школах, вузах и других государственных и муниципальных учреждениях. На образование и переподготовку кадров "Электронная Россия" потратит 26 млрд рублей, т.е. треть всего своего бюджета.

Предполагается значительно усовершенствовать методическую и материально-техническую базу учебных заведений. До 2005 г. было запланировано подключить к Интернету все вузы, профессиональные училища и не менее 60% школ. К 2010 г. оснащенность учебных заведений достигнет такого уровня, что на четырех учащихся будет приходиться один компьютер. Революционные изменения произойдут и в сфере дистанционного обучения, что особенно актуально для столь протяженной страны. Будет увеличен госзаказ на дистанционное образование, доля открытых форм обучения возрастет до 20-30%, каждое профессиональное учебное заведение должно будет опубликовать в Интернете свои учебные программы. Программа также не обойдет вниманием вопросы здравоохранения, социальной помощи, науки и культуры.

Программа "Электронная Россия" разделена на три больших этапа.

В течение 2002 г. проводился анализ уровня информатизации России во всех сферах: государственной, бюджетной, коммерческой, общественной. Также был проведен аудит законодательно-правовой базы информационных технологий и изучен опыт их успешного внедрения. Начали реализовываться первые проекты перехода к электронному документообороту в органах государственной власти, а также проекты модернизации системы образования.

На втором этапе (2003-2004 гг.) продолжилось развитие подобных проектов и началась работа по продвижению России на мировых рынках в качестве поставщика услуг и решений в области информационных технологий. Была сформирована единая телекоммуникационная инфраструктура для публичного и образовательного Интернета, а также база для подготовки и переподготовки специалистов.

Третий этап (2005-2010 гг.) ознаменуется массовым распространением информационных технологий в реальном секторе экономики. Кроме того, будут созданы предпосылки для реализации прав граждан на доступ к информации. По результатам предыдущих этапов будет обеспечено комплексное внедрение стандартизированных систем документооборота как на внутри-, так и на межведомственном уровне.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание понятия "Интернет".

2. Какова роль сети Интернет в организации информационных процессов?

3. Охарактеризуйте правовые ресурсы сети Интернет.

4. Сформулируйте основные проблемы, связанные с использованием сети Интернет и требующие своего законодательного разрешения.

5. В чем суть понятий "электронное государство" и "электронное правительство"?

6. Раскройте основные положения Концепции электронного государства.

 

Рекомендуемая литература:

1. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

2. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: "Петербургское востоковедение", 2000.

3. Наумов В.Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики. М.: Книжный дом "Университет", 2002.

4. Серго А. Интернет и право. М.: Бестселлер, 2003.

 

──────────────────────────────

*(1) Правовая информатика: Учебное пособие/Под ред. М.М. Рассолова. М.: Манускрипт, 1992.

*(2) Правовая информатика: Учебное пособие/Под ред. М.М. Рассолова. М.: Юристъ, 1993; Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.: Юристъ, 1996.

*(3) Правовая информатика и кибернетика/Под ред. Н.С. Полевого. М.: Юридическая литература, 1993.

*(4) См., например: Рассолов М.М., Элькин В.Д. Компьютерная культура юристов и правовая информатика//Высшее образование в России.1994. N 3.

*(5) Андреев Б.В. Правовая информатика. Учебное пособие. М.: ИМП, 1998.

*(6) Введение в правовую информатику/Под общей редакцией Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. М., 1999.

*(7) Гаврилов О.А. Курс правовой информатики. Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000.

*(8) Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики). Учебное пособие/Под ред. М.М. Рассолова. М.: Контракт, 2004.

*(9) Акопов Г.Л. Правовая информатика: современность и перспективы. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

*(10) См., например: Постановление Совета Министров СССР от 6 марта 1966 г. N 187 "Об улучшении организации работы по созданию и внедрению в народное хозяйство средств вычислительной техники и автоматизированных систем управления".

*(11) Бачило И.Л. Информационное право. Основы практической информатики. Учебное пособие. М.: ИГиП РАН, 2001.

*(12) См., например: Итс Р. Века и поколения. М.: Мысль, 1977; Основы информатики и математики для юристов. Учебное пособие/Под ред. В.Д. Элькина. М.: ПолиграфОпт, 2004.

*(13) См., например: Кудинов А.Т., Элькин В.Д. Правовая информатизация в информационном обществе//"Черные дыры" в российском законодательстве. 2006. N 4.

*(14) См.: Налимов В.В., Мульченко З.М. Наукометрия. М.: Наука, 1989; Элькин В.Д. Информационные стохастические фракталы и их применение/В сб.: Средства массовой информации в информационном обществе. М.: АСМИ, 2002.

*(15) Основы информатики: Учебное пособие/Под ред. А.Н. Морозевича. Минск.: Новое знание, 2001. С. 20, 21.

*(16) Дипломатический вестник. 2000. N 8. С. 51-56.

*(17) Финько О.А. Правовое обеспечение государственной информационной политики//Сб. НТИ. Сер. 1. 1999. N 8.

*(18) СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 531.

*(19) Арнольдов А.И. Информационная цивилизация и человек//Проблемы информационной бионики и моделирования. Академический сборник научных трудов. М., 1998. С. 146.

*(20) Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Основы информатики. М.: Наука, 1968.

*(21) Гаврилов О.А. Курс правовой информатики. Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 64.

*(22) Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1982.

*(23) Годичное общее собрание Академии наук СССР//Вестник АН СССР. 1983. N 6. С. 30.

*(24) Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов М.И. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства.: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1996. С. 5.

*(25) Темников Ф.Е. Информатика//Известия вузов. Электромеханика. 1963. N 11.

*(26) Кондаков Н.И. Логический словарь. М., 1975. С. 208.

*(27) Велихов А.В. Основы информатики и компьютерной техники: Учебное пособие. М.: СОЛОН-Пресс, 2003. С. 12.

*(28) Советский энциклопедический словарь. М., 1979. С. 504.

*(29) Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Основы информатики. М.: Наука, 1968. С. 51.

*(30) Шляхов А.Р. Предмет, задачи и система правовой кибернетики//Основы правовой кибернетики. М.: Изд-во Московского университета, 1977. С. 27; Полевой Н.С. Методологические основы правовой кибернетики. М.: Изд-во Московского университета, 1977. С. 43-62.

*(31) Батурин Ю.М. Информация общества, право и человек//Влияние научно-технического прогресса на юридическую жизнь. М.: Юридическая литература, 1988. С. 91, 92.

*(32) Венгеров А.Б. Категория "информация" в понятийном аппарате юридической науки//Советское государство и право. 1977. N 10. С. 74.

*(33) Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.: Юристъ, 1996. С. 17.

*(34) Там же, с. 23.

*(35) Гаврилов О.А. Курс правовой информатики. Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 66.

*(36) См., например: Гаврилов О.А. Курс правовой информатики. Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 116, 117.

*(37) Копылов В.А. Информационное право: вопросы теории и практики. М.: Юристъ, 2003. С. 32.

*(38) Касевич В.Б. Природа междисциплинарного знания и когнитивные науки, М., 1999. С. 21.

*(39) Юзвишин И.И. Основы информациологии. М., 2000. С. 17.

*(40) Элькин В.Д. Проблемы информационной метрики//В сб.: Проблема идеальности в науке. М.: АСМИ, 2001.

*(41) Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. М., 1993. С. 335.

*(42) Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1952. С. 220.

*(43) Даль К.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1994. С. 155.

*(44) Статья 2 Закона об информации.

*(45) Шрейдер Ю.А. Об одной модели семантической теории информации//Проблемы кибернетики. Вып. 13. М., 1965.

*(46) Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. Изд. 5-е. М., 1986. С. 172.

*(47) Материалы семинара кафедры интеллектуальных технологий и систем, МИРЭА, май 1996 г.

*(48) Кадомцев Б. Динамика и информация//Успехи физических наук. 1994. Т. 164. N 5.

*(49) Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. М., 1997.

*(50) Информатика для юристов и экономистов/Под ред. С.В. Симоновича. СПб.: Питер, 2002. С. 20.

*(51) Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1998. С. 172, 173.

*(52) Харкевич А.А. О ценности информации//Проблемы кибернетики. Вып. 4. М., 1960. С. 53-57.

*(53) Веревченко А.П. Информационные ресурсы: определение, основные понятия, параметры, особенности открытого потока информации, помехи, возникающие в каналах поступления информации//http://www.strogino.net/nbs/vap/verin010.htm.

*(54) Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М.: Издат. группа "Юрист", 2001. С. 38-44.

*(55) Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник/Под ред. Б.Н. Топорнина. - СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2001. С. 139.

*(56) См., например: Фатьянов А.А. Указ. соч. С. 12-20; Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Указ. соч. С. 143-146.

*(57) Правовая информация/Под ред. А.Ф. Шебанова. М.: Наука, 1974. С. 9-12.

*(58) РГ. 1993. N 182.

*(59) СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

*(60) Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. М., 1997.

*(61) См.: Гаврилов О.А. Курс правовой информатики. М.: НОРМА, 2000. С. 197-199.

*(62) СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.

*(63) Введение в правовую информатику. Учебное пособие/Под ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. М., 1999.

*(64) Закон об информации.

*(65) Правовая информация/Под ред А.Ф. Шебанова. М.: Наука, 1974. С. 9-12.

*(66) САПП РФ. 1994. N 15. Ст. 1173.

*(67) СЗ РФ. 1994. N 16. Ст. 1881.

*(68) Керимов Д.А. Свобода, право и законность. М., 1960. С. 208, 219.

*(69) Кнапп В. О возможности использования кибернетических методов в праве. М.: Прогресс, 1965. С. 56.

*(70) Мурадьян Э.М. Научно-технические достижения и судебные доказательства//Труды ВНИИСЗ. Вып. 17. 1980. С. 107.

*(71) Гаврилов О.А. Интеллектуальные системы и технологии в правовой сфере//НТИ. Сер. 1. 1993. N 11. С. 24, 25.

*(72) Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1990.

*(73) Соковых Ю.Ю. Информатизация квалификации преступлений. М. Изд. ИКАР, 1998.

*(74) Криминология: Учебное пособие/Под ред. В.В. Орехова. СПб: Изд-во С.-Петер. университета, 1992. С. 22, 23.

*(75) Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений//НТИ. Сер.1. 1996. N 11-12. С. 1-16.

*(76) Копылов В.А., Элькин В.Д. Основы теории принятия решений//Сб. методических материалов по курсам Информатика и математика и Правовая информатика. М: МГЮА, 1999.

*(77) Кудрявцев В.Н. О программировании процесса применения норм права//Вопросы кибернетики и право. М., 1967.

*(78) Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании//Вопросы философии. 1973. N 6. С. 74.

*(79) Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.: Юристъ, 1996. С. 32.

*(80) Богатов Д.Ф., Богатов Ф.Г., Минаев В.А. Информатика и математика для юристов. Учебное пособие/Под ред. В.А. Минаева. М.: Изд-во ПРИОР, МЮИ МВД России, 1998. С. 179.

*(81) См.: Павлов В.П. Проблемы теории собственности в российском гражданском праве. М., 2000. С. 26.

*(82) См.: Павлов В.П. Указ. соч., с. 27.

*(83) См.: Юшкевич А.И. Лейбниц и основание анализа бесконечно малых величин//Успехи математических наук. 1948. Серия 3. N 1(23). С. 150-205.

*(84) Кнапп В., Герлох А. Логика в правовом сознании/Перевод А.Б. Венгерова. М.: Прогресс, 1987. С. 213-216.

*(85) Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России. М., 1998.

*(86) Ольшанецкий А.Г. Проблемы формализации правовых норм//Советское государство и право. 1974. N 2. С. 4-6.

*(87) Гаврилов О.А. Изучение права методами математической логики//В кн.: Вопросы кибернетики и права. М.: Наука, 1967. С. 288.

*(88) Павлов В.П. Проблемы теории собственности в российском гражданском праве. М., 2000. С. 35-39.

*(89) Тарасов В.С. Политика/Новейший философский словарь. Минск, 1999. С. 529, 530.

*(90) Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник/Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс". 2001. С. 698-700.

*(91) Дипломатический вестник. 2000. N 8. С. 51-56.

*(92) СЗ РФ. 2000. N 33. Ст. 3356.

*(93) Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. N 966 "О концепции правовой информатизации России"//САПП РФ. 1993. N 27. Ст. 2521.

*(94) См., например: Агешин Ю. Информационное обеспечение законодательных органов//Российская юстиция. 1994. N 2. С. 45-48; Киселев Б.В., Хургин В.М. Текущее состояние дел в информатизации высших органов государственной власти и управления Российской Федерации//НТИ. Сер.1. 1993. N 11. С. 6-10; Антонов В.В. Норматворчество субъектов Российской Федерации с применением локальных компьютерных программ (на примере Тульской области): Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1997 и др.

*(95) См., например: Бачило И.Л. Правовые вопросы информатизации в развитии регионов и местного самоуправления в Российской Федерации//Вестник государственной службы. 1993. N 11. С. 24-29 и др.

*(96) См., например: Караханьян А.К. Проблемы информатизации органов прокуратуры//НТИ. Сер. 1. 1992. N 10/11. С. 22-25; Верин В.П., Макаров В.В. Деятельность Верховного Суда России по выполнению Программы правовой информатизации России//НТИ. Сер. 1. 1992. N 10/11. С. 13-17; Морозов А.В. Информатизация системы юстиции Российской Федерации//Проблемы информатизации. 1992. Вып. 3. С. 57-62; Караханьян А.К. О дальнейшем развитии работ по информатизации органов прокуратуры Российской Федерации//НТИ. Сер. 1. 1995. N 8. С. 3-5; Караханьян А.К., Петросянц И.О., Петров Е.И. О Комплексной целевой программе информатизации органов прокуратуры Российской Федерации на 1996-1999 гг.//НТИ. Сер. 1. 1996. N 9. С. 17-21 и др.

*(97) См., например: Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Компьютерная культура юристов и правовая информатика//Высшее образование в России. 1994. N 3. С. 58-62.

*(98) См., например: Шахрай С.М., Копылов В.А. Информатизация правовой сферы и законодательное регулирование информатизации в Российской Федерации//НТИ. Сер. 1. 1992. N 10/11. С. 4-7; Бачило И.Л. Законодательное регулирование информатизации в Российской Федерации//НТИ. Сер. 1. 1992. N 10/11. С. 38-40; Мелюхин И.С. Нормативная база информатизации России (1992-1993 гг.)//НТИ. Сер. 1. 1993. N 7. С. 25-30.

*(99) СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3289.

*(100) Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. N 963 "О мерах по реализации правовой информатизации России" (САПП РФ. 1993. N 27. Ст. 2533); постановление Правительства РФ от 21 октября 1994 г. N 1181 "О мерах по обеспечению взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств" (СЗ РФ. 1994. N 27. Ст. 2896); постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 226 "О государственном учете и регистрации баз и банков данных" (СЗ РФ. 1996. N 12. Ст. 1114); Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663); Указ Президента РФ от 5 июля 1996 г. N 1019 "О формировании банка данных международных договоров Российской Федерации" (СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3370).

*(101) Введение в правовую информатику/Под общей ред. Д.Б. Новикова и В.Л. Камынина. М., 1999.

*(102) Российская газета. 2004. N 220.

*(103) Кудинов А.Т., Элькин В.Д. Правовая информатизация в информационном обществе//Черные дыры в российском законодательстве. N 4. 2006.

*(104) Шахрай С.М., Копылов В.А. Информатизация правовой сферы и законодательное регулирование информатизации в РФ//НТИ. Сер. 1. 1992. N 10/11. С. 4-7.

*(105) Российская газета. 2004. N 220.

*(106) Никитов В.А. и др. Информационное обеспечение государственного управления. М., 1999. С. 82-116.

*(107) СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4108.

*(108) См.: Морозов А.В. Методологические и организационные основы развития системы правовой информации Минюста России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000.

*(109) Информатизация судов общей юрисдикции Российской Федерации/Под ред. В.С. Чернявского. М., 2000.

*(110) Утверждена постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805 (СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4623).

*(111) Настольная книга прокурора, 2004.

*(112) Стратегию информатизации прокурорской системы определяют также Концепция развития информатизации органов прокуратуры на 1997-1999 годы, Системный проект первой очереди информационной системы обеспечения надзора за исполнением законов с использованием государственной телекоммуникационной системы в органах прокуратуры Российской Федерации, Концепция создания первой очереди информационной системы обеспечения надзора за исполнением законов с использованием государственной телекоммуникационной системы (утверждена Генеральным прокурором РФ 15 ноября 1999 г.).

*(113) Волкова О.Н. Проблемы правового регулирования отношений в области использования, эксплуатации и развития Государственной автоматизированной системы "Выборы". М.: Изд-во "Весь Мир", 2002. С. 8.

*(114) СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.

*(115) Словарь русского языка. М., 1952. С. 33.

*(116) Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1989. С. 67.

*(117) Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 47.

*(118) Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб.: Фонд "университет", 2000. С. 74.

*(119) См.: Емельянов Г.В., Стрельцов А.А. Информационная безопасность России. Учебное пособие/Под ред. А.А. Прохожева. М.: Всероссийский научно-технический информационный центр. 2000. С. 5, 6.

*(120) Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник/Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2001. С. 436-438.

*(121) Домарев В.В. Энциклопедия безопасности информационных технологий. Методология создания систем защиты информации. Киев.: ООО "ТИД "ДС", 2001.

*(122) Месарович М. Основания общей теории систем. Сб. статей. М.: МИР, 1966.

*(123) Королев В.И., Морозова Е.В. Методы оценки качества защиты информации при ее автоматизированной обработке//Безопасность информационных технологий. 1995. N 2.

*(124) Берестнева О.Г., Марухина О.В. Компьютерная система принятия решений по результатам экспертного оценивания в задачах оценки качества образования. Educational Technology & Society, 2002, 5(3).

*(125) См.: Берестнева О.Г., Марухина О.В. Указ. соч.

*(126) Королев В.И., Морозова Е.В. Методы оценки качества защиты информации при ее автоматизированной обработке//Безопасность информационных технологий. 1995. N 2. С. 17-21.

*(127) Налимов В.В., Чернова Н.А. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов. М.: Наука, 1965.

*(128) Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. Издательская группа "Юрист", 2001. С. 27.

*(129) См. Емельянов Г.В., Стрельцов А.А. Информационная безопасность России. Учебное пособие. Под ред. Прохожева А.А. - М.: Всероссийский научно-технический информационный центр.2000. С. 34.

*(130) Расторгуев С.П. Информационная война как целенаправленное информационное воздействие информационных систем//Информационное общество. М., 1997. N 1. С. 64, 65.

*(131) Комментарий к УК РФ/Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева М., 1996. С. 415.

*(132) См., например, http://www.schwartz.boom.ru/edm.html.

*(133) Марченко А. Электронный документ//http://www.libertarium.ru/libertarium/eldoc_mar.

*(134) Ткачев А.В. Законодательное регулирование правового статуса ЭЦП. Основные положения//http:// www.confident.ru/magazine /new/18.html.

*(135) Информатика для юристов и экономистов/Под ред. С.В. Симоновича. СПб.: Питер, 2002. С. 309-337.

*(136) Ткачев А.В. Законодательное регулирование правового статуса ЭЦП. Основные положения//http://www.confident.ru/magazine/new/18.html.

*(137) Согласно Федеральному закону от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрации владельцев электронных цифровых подписей, оказанию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей, и подтверждению подлинности электронных цифровых подписей исключена из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

*(138) Беззубцев О.А., Мартынов В.Н., Мартынов В.М. Некоторые вопросы правового обеспечения использования ЭЦП//http:// www.cio-world.ru/offline/2002/6/21492 /.

*(139) http://www.adme.ru/research/2006/12/19/13715.html.

*(140) http://www.newsprom.ru/print.shtml?lot_id = 116247552771138.

*(141) Рассолов И.М. Теоретические проблемы Интернет-права. М.: РПА МЮ РФ, 2002. С. 71, 72.

*(142) См., например: Информатика и математика для юристов. Сеть Интернет/Под ред. В.Д. Элькина. М.: Профобразование, 2003. С.103-121.

*(143) Игнатова А.И. Некоторые тенденции развития законодательства о СМИ за рубежом//В сб.: Средства массовой информации в информационном обществе. М.: АСМИ, 2002.

*(144) Борохович Л., Монастырская А., Трохова М. Ваша интеллектуальная собственность. СПб.: Питер, 2001. С. 287.

*(145) Серго А. Интернет и право. М.: Бестселлер, 2003. С. 217.

*(146) См., например: Кристальный Б.В., Якушев М.В. Концепция российского законодательства в области Интернета//http://www.vic.spb.ru/law/doc / a84.htm.

*(147) Силиванов В. Ответственность за распространение спама//http://www.yurclub.ru/docs/civil/article178.html.

*(148) Бекещенко Э. Правовое положение спама в США и Европе//http://www.yurclub.ru.

*(149) СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

*(150) http://www.processconsulting.ru/project/referat/ref4.htm.

*(151) См. подробнее: Голобуцкий А., Шевчук О. Электронное правительство//http://golob.narod.ru/egovperru.html.

*(152) См., например, http://europa.eu.int/information_society/eeurope/action_plan/pdf/egovindi cators.pdf; http://www.processconsulting.ru/project/referat/ref7.htm.

*(153) См., например, http://www.e-govcompetence.ru/ru/base/examples/; http://www.vestnik-sviazy.ru/inter/arch/0802/sparrow.html; http://www.processconsulting.ru/projec/referat/ref5.htm.

*(154) "Электронная Россия" - просто о сложном//http://www.e-rus.ru/site.shtml?id = 14.