Интуитивное мышление. Явление «озарения» (инсайт) и творчество.

Фазы творческого процесса:

· Подготовительная фаза (Фаза произвольного, логического поиска): овладение материалом и концентрация познавательной активности на задаче, период сознательного обдумывания.

· Инкубационная фаза (Фаза интуитивного решения): неосознанная работа мышления (независимая от текущих видов деятельности субъекта).

· Творческая интуиция (Фаза вербализации интуитивного решения): неожиданное нахождение принципа решения в еще недостаточно ясной форме.

· Оформление способа решения задачи (Фаза формализации вербализованного решения): сознательная работа над оформлением приемов решения.

Креативная личность отличается от других людей целым рядом особенностей:

— когнитивных (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; чув­ствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление как стратегия обобще­ния множества решений одной задачи и др.);

— эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состоя­ния тревожности, наличие стенических эмоций);

— мотивационных (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости);

— коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).

 

Свойства и качества мышления:

· Самостоятельность.

· Глубина.

· Широта.

· Гибкость.

· Критичность.

· Быстрота.

Интеллект это одна из составляющих биологического функционирования организма, позволяющая адаптироваться к условиям окружающего мира; это уровень функциональной организации, обеспечивающий гибкое и устойчивое структурное равновесие и приспособление поведения к изменяющейся окружающей среде:

В зависимости от качественных особенностей развития интеллектуальных схем, могут быть выделены периоды и стадии интеллектуального развития.

Период сенсомоторного интеллекта: на основе координации самых ранних перцептивных и двигательных форм поведения появляются сенсомоторные схемы. Позволяют выполнять прямые и обратные внешние действия с предметами и частично выходить за пределы «перцептивного поля».

А) Стадия центрации ребенка на своем собственном теле (до 7-9 месяцев)

Б) Стадия объективации схем практического интеллекта во внешнем пространстве (8-24 месяца).

Период репрезентативного интеллекта, в ходе которого формируются конкретные операции, соотносимые с предметами.

А) Стадия дооперационального интеллекта (2 - 8 лет).

Б) Стадия конкретных операций (8-12 лет).

Период пропозициональных или формальных операций ( после 12 лет).

 

Состав базовых операций, обеспечивающих процессы мышления:

· Анализ.

· Синтез.

· Сравнение.

· Абстрагирование.

· Обобщение.

· Классификация.

· Конкретизация.

 

Логические формы мышления – продукты и средства мышления:

· Понятие.

· Суждение.

· Умозаключение.

Трансдуктивные (абдуктивные) умозаключения: на основе частных суждений (посылок) делается частный вывод (логически ошибочные формы мышления).

Дедуктивные умозаключения: из общих суждений (посылок) делается частный вывод.

Индуктивное умозаключение: из частных суждений (посылок) делается общий вывод.

Умозаключения по аналогии: на основании сходства известных признаков у разных предметов и явлений делается вывод о сходстве у таких явлений неизвестных признаков.

 

Структура мышления

· Мыслительные операции – не осознаются; служат автоматизированными способами установления межпредметных связей, отношений и лежат в основе выполнения разнообразных мыслительных действий.

· Мыслительные действия – обеспечивают процессы осознанного и целенаправленного установления межпредметных связей и отношений.

· Мыслительная деятельность – подчинена познавательному мотиву, который направляет активность субъекта на решение определенного диапазона проблем и задач.

Мыслительный процесс как система операций и действий в составе человеческой деятельности характеризуется: а) наличием мотива; б) целями, которые формулируются и достигаются в определенных предметных условиях в процессах реализации действий; в) наличием средств; г) способами достижения целей – операциями; д) результатами.

Человеческая речь — совершенно особый и необыкновенно богатый канал выра­зительности, канал передачи, хранения и преобразования информации; средство воздействия, побуждения; средство организации и согласованности деятельности.

Речь переводит психические феномены в доступный наблюдению процесс. И на­оборот, в случае понимания звучащей речи такой процесс превращается в мысль, пси­хологический продукт.

Специалисты, работающие в рассматриваемой облас­ти, по-разному отвечают на эти вопросы. Одни из них вовсе не делают различия меж­ду речью и языком. Другие противопоставляют их, утверждая, что в паре понятий «речь—язык» к компетенции психологии относится только речь как феномен индивидуальной природы, язык же — явление не психологическое, а социальное, и потому изучается лингвистикой.

РАЗДЕЛ 3. Психология личности и деятельности