Понятие и виды юридических источников конституционного права

Юридические источники конституционного права

План:

1) Понятие и виды юридических источников конституционного права

2) Система юридических источников

3) Понятие «Конституции»

4) Социальная, политическая, правовая природа Конституции

5) Структура Конституции

Юридические источники права – те формы, в которых находит свое выражение правовая норма. Либо государство создает такие нормы, либо они создаются в порядке придачи юридической силы традициям и обычаям. Источники классифицируются по различным видам:

1) По юридической силе – закон РБ 10.01.2000 г («О НПА РБ»); Конституция; Международный договор, действующий для РБ; законы; декреты Президента (приравниваются к закону); указы Президента, изданные на основании законов; постановление правительства; НПА министерств, ведомств; НПА самоуправлений. Важнейшим источником является закон (изданный в установленном порядке акт верховной власти государства, содержащий правовые нормы, регулирующий наиболее важные общественные отношения, обладающие высшей юридической силой). В узком смысле – акты парламента; в широком смысле – любая норма писанного и неписанного права.

Законы классифицируются:

- по юридической силе: Конституционные законы, органические и обычные. Под конституционными законами понимают НПА, которые вносят дополнения в Конституцию. Характерно принятие в усложненном порядке, они имеют ту же юридическую силу, что и Конституция. Законы о внесении дополнений и изменений и дополнений.

- законы о толковании конституции – принимался один раз 12.06.1997 (Парламент принял закон о толковании).

Особым видом законов РБ являются программные законы.Относятся к источникам конституционного права. Было 2:

«Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики РБ»

«Об утверждении военной доктрины РБ»

Декреты Президентапо юридической силе идентичны законам. Декретом могут быть урегулированы любые правоотношения. Декреты – акты, регулирующие наиболее важные общественные отношения, которые издаются по любым вопросам. Два вида:

- декреты, издаваемые в порядке делегированного законодательства (парламент по инициативе Президента может принять какое-то решение);

- временные декреты, которые издаются в случае особой необходимости (Президенту разрешение парламента не требуется); контроль парламента в том, что он в течение 10 дней числом в две трети голосов может не утвердить этот декрет.

1) Декретами не могут регулироваться отношения, установленные Конституцией.

2) не предусмотрены декреты, которые соответствовали бы конституционным законам

3) Среди декретов нет аналогов программным законам

К источникам конституционного права относятся указы президента (акты, принимаемые в целях реализации полномочий президента, которые устанавливают, изменяют и отменяют правовые нормы); постановления палат парламента (акты, принимаемые парламентом в случаях, предусмотренных Конституцией); постановление совета Министров (акты правительства); заключение Конституционного суда РБ.

Заключение судов являются источниками, потому что конституционные нормы и другие нормы дают толкование, действующие в том виде, как их истолковал суд (при осуществлении функций конституционного контроля). Эти акты признаются источниками, потому что в них содержится решение о недействительности норм.