Индекс цен как макроэкономический показатель

Индекс цен – относительный показатель, характеризующий соотношение цен во времени.

Индекс цен текущего года = (Цены текущего года / Цены базового года) ´ 100%

Виды индексов:

  • индексы оптовых цен,
  • индексы розничных (потребительских) цен,
  • индексы цен – дефляторы ВНП,
  • индексы импортных и экспортных цен

 

Индекс оптовых цен (индекс цен производителей) включает три группы товаров, а именно:

  • конечные товары
  • готовые для использования,
  • промежуточные товары,
  • а также сырье, подготовленное для дальнейшей переработки.

Этот индекс показывает изменение среднего уровня продажных цен промышленных и строительных предприятий и компаний, сельскохозяйственных предприятий.

Индекс потребительских (розничных) цен рассчитывается для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя:

ИПЦ = (Потребительская корзина в текущих ценах / Потребительская корзина в ценах базового года) ´ 100

Дефлятор ВНП - отражает изменение в ценах не только на товары широкого потребления, но и на все товары.

Дефлятор ВНП = (Реальный ВНП / Номинальный ВНП) ´ 100%

Уровень инфляции определяется как процентное изменение цен:

Уровень инфляции = (цены текущего периода – цены прошлого периода) ´ 100%

Выводы:

1. Индексы цен используются, для того чтобы определить, на какую величину возросли или снизились цены за определенный период времени.

2. Индекс оптовых цен показывает изменение среднего уровня продажных цен промышленных и строительных предприятий и компаний, сельскохозяйственных предприятий.

3. Индекс потребительских (розничных) цен рассчитывается для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя.

4. Дефлятор ВНП отражает изменение в ценах не только на товары широкого потребления, но и на все товары и позволяет сравнивать реальный и номинальный ВНП.

 

XXI. Риски

Рискэто неопределённое событие или условие, которое в случае возникновения имеет позитивное или негативное воздействие на репутацию компании, приводит к приобретениям или потерям в денежном выражении.

Виды рисков:

1. Производственный, связанный с выпуском товаров и услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства.

 

К основным причинам производственного риска относятся:

o снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака производимой продукции;

o снижение цен, по которым планировалось реализовывать продукцию или услугу, в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса;

o увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а так же за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов;

o рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;

o увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате изменения ставки налогов в неблагоприятную для предпринимательской фирмы сторону и их отчислений в процессе деятельности;

o низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией;

o физический износ оборудования отечественных предприятий.

 

2. Коммерческий, связанный с процессом реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.

Основные причины коммерческого риска:

o снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;

o повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;

o непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);

o потери товара;

o потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;

o повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

Коммерческий риск включает в себя:

ü риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;

ü риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);

ü риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;

ü риск, связанный с платежеспособностью покупателя;

ü риск форс-мажорных обстоятельств.

 

3. Финансовый, возникающий при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых сделок, исходя из того, что в финансовом предпринимательстве в роли товара выступают либо валюта, либо ценные бумаги, либо денежные средства.

К финансовому риску относятся:

1)валютный риск;

2)кредитный риск;

3)инвестиционный риск.

 

Валютный риск — это вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и фактическим производством расчетов по нему.

Валютный курс, устанавливаемый с учетом покупательной способности валют, весьма подвижен.

Среди основных факторов, влияющих на курс валют, нужно выделить:

· состояние платежного баланса,

· уровень инфляции,

· межотраслевую миграцию краткосрочных капиталов.

В целом на движение валютных курсов оказывает воздействие соотношение спроса и предложения каждой валюты. Помимо экономических, на валютный курс влияют политические факторы.

 

Валютный риск включает в себя три разновидности:

а.экономический риск;

б.риск перевода;

в.риск сделок.

 

Экономический риск для предпринимательской фирмы состоит в том, что стоимость ее активов и пассивов может меняться в большую или меньшую сторону (в национальной валюте) из-за будущих изменений валютного курса. Это также относится к инвесторам, зарубежные инвестиции которых — акции или долговые обязательства — приносят доход в иностранной валюте.

Риск перевода имеет бухгалтерскую природу и связан с различиями в учете активов и пассивов фирмы в иностранной валюте. В том случае, если происходит падение курса иностранной валюты, в которой выражены активы фирмы, стоимость этих активов уменьшается.

Риск сделок — это вероятность наличных валютных убытков по конкретным операциям в иностранной валюте. Риск сделок возникает из-за неопределенности стоимости в национальной валюте инвалютной сделки в будущем. Данный вид риска существует как при заключении торговых контрактов, так и при получении или предоставлении кредитов и состоит в возможности изменения величины поступления или платежей при пересчете в национальной валюте.

Кредитный риск связан с возможностью невыполнения предпринимательской фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фирмы внешнего займа.

Инвестиционный риск связан со спецификой вложения предпринимательской фирмой денежных средств в различные проекты.

 

Основные виды инвестиционного риска:

а. Капитальный - общий риск на все инвестиционные вложения, риск того, что инвестор не сможет высвободить инвестированные средства, не понеся потери;

б. Селективный - риск неправильного выбора объекта для инвестирования в сравнении с другими вариантами;

в. Процентный - риск потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменениями процентных ставок на рынке;

г. Страновой - риск потерь в связи с вложением денежных средств в предприятия, находящиеся под юрисдикцией страны с неустойчивым социальным и экономическим положением;

д. Операционный - риск потерь, возникающих в связи с неполадками в работе компьютерных систем по обработке информации, связанной с инвестированием средств;

е. Временной - риск инвестирования средств в неподходящее время, что неизбежно влечет за собой потери;

ж. Риск законодательных изменений - потери от непредвиденного законодательного регулирования;

з. Риск ликвидности- риск, связанный с возможностью потерь при реализации ценной бумаги из-за изменения оценки ее качества;

и. Инфляционный - риск того, что при высоком уровне инфляции доходы, получаемые от инвестированных средств, обесцениваются (с точки зрения реальной покупательной способности) быстрее, чем растут

 

Основные функции риска:

1. Инновационная — заключается в поиска нетрадиционных путей решений проблем. В большинстве случаев экономический успех и конкурентоспособность достигается на основе инновационной деятельности.

 

2. Регулятивная— имеет противоречивый характер и выступает в двух формах: конструктивной и деструктивной.

o Конструктивная форма регулирующей функции заключается в том, что способность рисковать - один из путей успешной деятельности лица, принимающего решения и она позволяет преодолеть консерватизм, догматизм, косность, психологические барьеры препятствующим перспективным нововведениям.

o Деструктивная форма регулирующей функции заключается в том, что принимаются необоснованные, невзвешенные, неразумные решения, иногда при отсутствии полной информации, должного учета закономерностей развития явлений, что порождает авантюризм, субъективизм. Правомерность нововведения: 70 - 30% (надежда на 70% успеха и 30% на неудачу).

 

3. Защитная— проявляется в том, что для хозяйствующего субъекта риск это нормальное состояние, поэтому должно вырабатываться рациональное отношение к неудачам. Инициативным, предприимчивым хозяйственникам нужна социальная защита, правовые, политические, экономические гарантии, исключающие в случае неудачи наказания и стимулирующие оправданный риск. Надо не компрометировать дело и имидж лиц, принимающих решение. Ошибка вследствие рассчитанного риска должна рассматриваться как неотъемлемый момент самостоятельности.

 

4. Аналитическая— предполагает анализ всех возможных вариантов решений и выбор наименее рискованных вариантов решений.

В простых случаях опираются на интуицию, прошлый опыт. При выборе оптимальных решений следует использовать специальные методы анализа.