Интеллектуальная сфера культуры и её связь с общим естествознанием

Итак, естествознание является важным центром развития и объединения культуры и науки. Их кооперативное взаимодействие образует современную коэволюционно-синергетическую модель целостности социокультурного пространства жизнеобеспечения и созидания в рамках интеллектуальной культуры личности.

 

Схема 2. Ключевые понятия интеллектуальной культуры личности.

 

интеллект ↔ культура ↔ общество ↔ личность ↔ информация ↔ развитие ↔ творчество
v Интеллект – рациональное (разумное) познание мира, задающее рациональность действий. v Культура – в самом общем смысле совокупность материальных и духовных ценностей. v Общество – единство людей на основе воспроизводства и рас-пределения ценностей. v Личность – в самом общем смысле социокультурный, социопсихологический индивид. v Информация – в самом широком смысле понятия определенная упорядоченная форма взаимодействия между объектами или субъектами (исследователями) и объектами, мера организованности системы, способ коммуникации субъектов. v Развитие – обогащение связей между элементами, в частности, между сегментами интеллектуальной сферы культуры. v Творчество – в активном созидательном плане потребность и способность творить совершенства в самых несхожих ситуациях, самопорождение ценностей.

 

Таким образом, интеллектуальная культура – это, с одной стороны, способность к непрерывному образованию, самообразованию и развитию, длящемуся всю сознательную жизнь человека, а с другой стороны, способность к разумным (рациональным) действиям, несмотря на неклассический разрыв между желаниями и убеждениями и самим действием.

Само понятие интеллектуальной культуры заложено ещё мыслителями античной натурфилософии. Так Аристотель отмечал:

v «Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым».

v «Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». Аристотель называл человека «рациональным животным» и подчеркивал, что «назначение человека в разумной деятельности».

В то же время надо понимать, что интеллектуальная культура личности, несмотря на высшую потребность человека творить совершенства, развивается в эволюционно-диалектическом противоречии между культурой и антикультурой, создавая культурологическую индивидуальность индивида в рамках как здоровых, так и аномальных потребностей, и задавая становление личности как в рамках социального идеала, так и социального лжеидеала. Более того, как отмечает видный американский философ и языковед Дж. Сёрль «не существует теории рациональности как и теории истинности…сущностью философии рациональности является деятельность рассуждения, целенаправленная деятельность сознательных личностей». Многое можно сделать, как в любой науке, в рамках как конструктивно-теоретических, так и эмпирических моделей. Это лишний раз подчеркивает особую роль моделей общего естествознания в интеллектуальной культуре личности и соответственно в эколого-социально-экономической синергетике (в данном контексте термин синергетика буквально означает сотрудничество, «коллективное действие») интеллектуальной сферы культуры современного общества.

Образование, как процесс передачи ценностей, в том числе и качественно новых (инновационных) ценностей, новым поколениям, вводит дисциплинарный подход к сегментам интеллектуальной сферы культуры, который приведен в схеме 3.

Схема 3. Интеллектуальная сфера культуры.

Гуманитарная культура v Совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, культурологии, юриспруденции, этики, искусствоведения и других гуманитарных наук; v Систематизирующие ценности: гуманизм, познание смысла бытия, идеалы красоты, совершенства, любви, демократической свободы и т. п.
Социально-экономическая культура v Совокупный исторический объем знания социологии и экономики, политологии, финансов и кредитов, бизнеса и планирования, рынков и торговли, менеджмента, предпринимательства и коммерции, рекламы, корпоративной культуры и PR; v Систематизирующие ценности: институциональная экономика, социальное равенство, социальная этика, социокультурная рыночная экономика, государственно-корпоративная экономика.
Естественнонаучная культура v Совокупный исторический объем знания естественных наук о микро-, макро- и мегамирах, о взаимодействии бытия с природой, о законах ноогенеза – превращения биосферы в ноосферу; v Систематизирующие ценности: целостность теории, эксперимента и практики, классическая, неклассическая и эволюционно-синергетическая стратегии научного познания природы и бытия, конструктивно - теоретические модели естествознания.
Технологическая культура v Совокупный объем знания о ремеслах, машинах, приборах и аппаратах, о физических, химических, геологических, биологических и информационных технологиях, об эволюционно-технологической модернизации всех сфер экономики; v Систематизирующие ценности: материальный и информационный базис культуры и «комфортных» условий существования техногенной цивилизации, практический результат применения моделей естествознания.

 

В постиндустриальной цивилизации в условиях глобализации резко усилилась роль информационо-коммуникативной культуры, которая наряду с повышением роли языкознания, информатики и прикладной математики все в большей степени взаимодействует со всеми выше приведенными (см. схему 3) сегментами культуры, усиливая их роль не только в образовании, но и повседневном профессиональном учете социально-эколого-экономических факторов природопользования, как глобального преодоления не только экономических, но и экологических кризисов и катастроф. Соответствующее взаимодействие информационно-коммуникативной культуры с другими сегментами интеллектуальной сферы культуры приведено в схеме 4.

 

Схема 4. Структура интеллектуальной сферы культуры.

Классический и даже неклассический идеалы рациональности опирались на доминирование с XVII в. и до почти конца XX в. физико-математического идеала научности в рамках фундаменталистской парадигмы физического знания. Параллельно развивался гуманитарный идеал научности, в центре внимания которого активная роль субъекта в познавательном процессе. Особую роль он приобрел в переходном процессе от индустриальной к постиндустриальной цивилизации.

Гуманитарно-художественная культура прежде всего в классическом и частично на основе принципа соответствия Н. Бора и в неклассическом идеале рациональности, в широком смысле отличается от естественнонаучной культуры, во-первых, субъективностью знания, во-вторых, образностью (нестрогостью) используемого языка, в-третьих, выделением (акцентированием) индивидуальных (субъективных) реальностей изучаемых явлений и объектов, в-четвертых, сложностью или даже невозможностью верификации или фальсификации.