Зарубежный опыт проведения антимонопольной политики
Законодательная база антимонопольного регулирования РФ
1)22 марта 1991 г. принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
2)13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных и государственных нужд»
3)17 августа 1995 г. «О естественных монополиях»
4)26 декабря 1996 г. «Об акционерных обществах»
5)12 ноября 1996 г. «О некоммерческих организациях»
6)14 апреля 1998 г. « О мерах защиты экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами»
Основным нормативным актом, регулирующим антимонопольную деятельность в России является Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Этот закон устанавливает, что:
1) запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;
2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;
3)подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности:
· Распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей;
· Обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара;
· Незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов;
· Незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;
4) контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);
5) при нарушении требований законодательства Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб.
Федеральная антимонопольная служба – орган в РФ
Основные функции ФАС:
1)Подготовка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики его применения в других нормативных актах, и проектов законов связанных с функционирование рынка
2)Разработка для органов власти и управления рекомендаций по проведению мероприятий направленных на развитие товарных рынков и конкуренции
3)Осуществление мер по демонстрации производства и обращения
4)Контроль крупных сбытов, покупка и продажа акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов
5)Контроль соблюдения антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов
6)Меры по демонополизации экономики для развития конкуренции
7)Налаживание антимонопольного контроля за проведение конкурсов, аукционов, торгов, в том числе при размещение заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд
8)Вести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товара и капитала по всей России
9)Согласование антимонопольного законодательства стран СНГ, адаптирование их конкурентной политики УК международным принципам и правилам
США:
1)Закон Шермона
2)Закон Клейтона
3)Закон о федеральной торговой комиссии
Закон Шермона: закон направлен на защиту торгов и промышленности от незаконных ограничений и монополий (принят конгрессом США 2 июля 1890 г.)
Основные принципы:
Ст.1 признает незаконным всякий договор, объединение в виде треста или иной форме, а также сговор с целью ограничения развития промышленности, либо торговли с различными штатами или иностранными государствами.
Ст.2 признает виновным правонарушителя антимонопольного законодательства любое лицо, монополизирующее или пытающее монополизировать, либо вступает в сговор с любым лицом или лицами с целью монополизировать любую часть промышленности или торговли между различными штатами, либо с иностранными государствами.
Ст. 3 признает незаконным всякий договор, объединение в виде треста или другой формы, либо сговор с целью ограничения промышленности или торговли на территории США.
В 1914 г. были представлены проекты 4-х биллей:
1)Давалось определение незаконной сделки
2)Предусматривались меры препятствующие слиянию совета директоров треста
3)Вводилось понятие нечестных методов конкуренции
4)Запрещалась дискриминация в ценах, и предполагалось образование межполатной торговой комиссии в качестве органа, который отвечает за исполнение и применение антитрестового законодательства