Цели антимонопольного регулирования в России

Формы монополистических объединений

1) Картель – это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которой сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.

2) Синдикат – это объединение ряда предприятий одной отрасли производства, участники которой сохраняют средства производства, но теряют собственность на производственный продукт. У синдикатов сбыт товаров осуществляется общей сбытовой конторой.

3) Корнер – способ, придуманный в XVI в., при котором купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке или временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен

4) Тресты – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которой теряют собственность на средства производства и произведенный продукт. Они объединяют производства, сбыт, финансы, управления на сумму вложенного капитала и покупают акции треста.

5) Холдинг – созданный в результате скупки пакетов конкурирующих фирм и установления благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.

6) Концерн – это объединение десятков или даже сотен предприятий различных отраслей, которые теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Антимонопольное регулирование – целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемой действующим законодательством по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Основные направления антимонопольной политики:

1)Стимулирование предпринимательства

2)Развитие конкурентных начал

3)Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики

1. Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации

2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

3. Снижение барьеров входа на товарные рынки

4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

Методы антимонопольного регулирования:

1)Прямой (включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке)

2)Косвенный (преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике)