На основе взаимодействия спроса и предложения на основе назначения цен государственными органами

Рыночное ценообразование централизованное государственное ценообразование

Системы ценообразования

Функции рынка

1) Информационная (через постоянные изменения цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте, технических услугах и товарах, которые высставлены на рынок)

2) Посредническая (экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности)

3) Ценообразующая (на рынок обычно поступает продукт и услуги одного назначения по содержанию, но не одинаковое по количеству материальных и трудовых затрат)

4) Регулирующая (она связана с воздействием на рынок, на все сферы экономики, прежде всего на производство)

5) Санирующая (с помощью конкуренции рынок очищает производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и наоборот дает зеленый свет более эффективным)

Субъектами рынка выступают собственники товаров, производители услуг, владельцы денег.

Объекты рынка — материальные блага, факторы производства, ресурсы, товары и услуги, по поводу которых субъекты рынка вступают во взаимодействие, в рыночные отношения.

Классификации рынков

По территориальному признаку:

· местный

· региональный

· национальный

· мировой

По субъектам, вступающим в обмен:

· рынок потребителей

· производителей

· промежуточных продавцов

· государственных учреждений

По объектам обмена:

· рынки средств производства

· рынок товаров и услуг

· финансовый

· рынок интеллектуальной собственности

С учетом ассортимента:

· замкнутый

· насыщенный

· смешанный

По степени соблюдения законности:

· легальный (официальный)

· нелегальный (теневой)

· чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)

По степени насыщенности:

· равновесный (спрос = предложение)

· дефицитный(спрос > предложение)

· избыточный (спрос < предложение)

По степени развитости экономической свободы:

· свободный

· регулируемый

По степени конкуренции:

· конкурентный (совершенная конкуренция)

· с монополистической конкуренцией

· олигопольный

· монополия

Цена– денежное выражение стоимости товара.

Основная функция цены - обеспечение выручки от продажи товара.

Ценообразование -установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.

↙ ↘

Основные задачи, решаемые на предприятиях по ценообразованию:

1. Обеспечение выживаемости предприятия.

2. Максимизация текущей прибыли.

3. Завоевание лидерства по показателям доли рынка.

4. Завоевание лидерства по показателям качества.

 

Различают также понятия «цена спроса», «цена предложения», «равновесная цена», «рыночная цена».

Цена спроса - это цена, которую готов уплатить покупатель при некотором значении спроса на данный товар. Различают цену спроса и спрос индивидуального покупателя, а также рыночную цену спроса и рыночный спрос, которые складываются на данном рынке.

Цена предложения— это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Равновесная цена -это цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить.

Рыночная цена– это результат конкурентного сопоставления цены и спроса и цены предложения при различных значениях спроса и предложения.

 

 

Цели ценообразования

Существуют три основных цели ценообразования:

1. Основная – на сбыте (предприятие заинтересовано в росте реализации или максимизации доли на рынке).

2. на прибыли (в максимизации прибыли, оптимизации дохода от инвестиций, или обеспечением быстрого поступления наличных средств).

3. на существенном положении (предприятию важно избегать влияния неблагоприятных правительственных действий, разрабатывать принципы, способствующие минимизации результатов действий конкурентов, поддержанию хороших отношений с участниками каналов сбыта, противодействию возникновению конкуренции, стабилизации цен).

 

 

Функции цены

К числу основных комплексных относятся три экономические функции цены:

  1. Измерительная – цена выступает как средство измерения затрат и результатов общественного труда во всех фазах общественного воспроизводства.
  2. Распределительная– цена используется как орудие распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, элементов стоимости (издержек, доходов и накоплений).
  3. Стимулирующая– цена служит средством экономического стимулирования хозяйствующих объектов.

Принципы рыночного ценообразования:

1)Чистая конкуренция

2)Монопольный

3)Олигопольный (несколько продавцов, каждый из которых может существенно влиять на цены).

4)Рынок монополистической конкуренции (сочетает в себе черты свободной конкуренции и монополии).

Современные проблемы рынка.

1)Обеспечить товарами и услугами первой необходимости людей с низкими доходами.

2)Ликвидировать распространение трущоб и других социальных зон.

3)Обеспечить равенство будущего спроса на рабочую силу и её будущее предложение.

4)Защитить и сохранить среду обитания

5)Обеспечить социальные условия и услуги необходимые или желательные для улучшения условий жизни человека.

6)Перестройка хозяйственной структуры невосприимчивой к колебанию цены.

7)Решить проблемы связанные со стихийными бедствиями обеспечение национальной безопасности с функционированием государственных институтов.

8)Разработка законодательной базы и рыночной экономики.

9)Защита конкурентной среды.

10)Перераспределение доходов.

11)Перераспределение ресурсов.

12)Стабилизация экономики.