Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000-2000.
Контроль кач-ва направлен на выявление брака и борьбу с браком. На современном этапе к вопросам качества надо подходить с помощью предотвращения брака.
Total Qualitative management (TQM): «качество необходимо рассматривать как один из элементов производства» - концепция качества, на базе которой формируется система менеджмента качества:
1. повышается производительность труда,
2. повышается конкурентоспособность продукции,
3. возможность быстрейшего внедрения науки и техники,
4. повышение качества управленческих решений,
5. улучшение имиджа фирмы,
6. повышение её экономической устойчивости (стабильности),
7. увеличение прибыли.
Условия реализации концепции:
1. базирование на стандартах ИСО-9000,
2. использование методологии этой концепции,
3. систематическая самооценка.
ИСО – международная организация по стандартизации, кот состоит из национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ИСО).
Стандарты не зависят от конкретной отрасли промышленности, т. к. это методология (основы) управления качеством.
В совокупности эти стандарты содержат руководящие указания по обеспечению качества и модели обеспечения качества.
Каждая конкретная организация , используя элементы систем качества, реализует их с учетом вида продукции, процессов по ее созданию и конкретных особенностей.
В России на основе международных стандартов разработаны аутентичные варианты стандартов, которые имеют индекс «Р» («Россия»).
ГОСТ-Р-ИСО-9001-96 «Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании».
Большая группа стандартов – система менеджмента качества (СМК):
ГОСТ-Р-ИСО-9000-2001 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь»; ГОСТ-Р-ИСО-9001-2001 «Система менеджмента качества. Требования к этой системе».
Для разработки и функционирования СМК необходимо:
1. твердое желание высшего руководства,
2. ясное понимание им целей,
3. проявление им воли,
4. мотивация и квалификация персонала,
5. квалифицированные менеджеры.
Принципы качества:
1. ориентация на потребителя:
а) анализ рынка и потребностей потребителей, организация производства на основе этого анализа,
б) выпуская продукт или оказывая услуги, надо не ограничиваться выполнением локальных требований, предугадывать желания потребителей;
2. принцип лидерства – руководитель фирмы должен быть лидером, в том числе и подходить к вопросам качества с точки зрения инициативы,
Роль лидера:
а) в разработке прогноза и стратегических целей,
б) в поиске новых методов производства, управления процессами производства и новых видов продукции,
в) доведение до персонала сведений, связанных с качеством процессов производства;
3. вовлечение персонала – необходимо дать возможность каждому сотруднику участвовать в выработке управленческих решений – это порождает чувство ответственности, сопричастности, повышает мотивацию каждого участника;
4. процессный подход – в целом и по отдельным этапам:
Процесс – логически упорядоченная последовательность шагов, преобразующих входные данные в выходные (по ГОСТ).
5. Системный подход – координация всех аспектов деятельности, постоянное планирование, доведение планов до каждого исполнителя, анализ и корректировка планов, предполагает взаимоувязку финансовых показателей удовлетворенности потребителей, показателей роста фирмы, квалификации исполнителей;
6. Непрерывное улучшение – при систематическом улучшении процесса появляется возможность снижения потерь и цены продукции за счет растущего «зазора» между ценой и себестоимостью; снижение цены ведет к расширению рыночной ниши, что в свою очередь позволяет снизить себестоимость за счет эффекта масштаба – этот механизм называют «цепной реакцией Деминга»;
7. Подход к принятию решений на основе фактов, анализируя производственную деятельность;
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками (качество исходных материалов, оборудование).