Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000-2000.

Контроль кач-ва направлен на выявление брака и борьбу с браком. На современном этапе к вопросам качества надо подходить с помощью предотвращения брака.

Total Qualitative management (TQM): «качество необходимо рассматривать как один из элементов производства» - концепция качества, на базе которой формируется система менеджмента качества:

1. повышается производительность труда,

2. повышается конкурентоспособность продукции,

3. возможность быстрейшего внедрения науки и техники,

4. повышение качества управленческих решений,

5. улучшение имиджа фирмы,

6. повышение её экономической устойчивости (стабильности),

7. увеличение прибыли.

Условия реализации концепции:

1. базирование на стандартах ИСО-9000,

2. использование методологии этой концепции,

3. систематическая самооценка.

ИСО – международная организация по стандартизации, кот состоит из национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ИСО).

Стандарты не зависят от конкретной отрасли промышленности, т. к. это методология (основы) управления качеством.

В совокупности эти стандарты содержат руководящие указания по обеспечению качества и модели обеспечения качества.

Каждая конкретная организация , используя элементы систем качества, реализует их с учетом вида продукции, процессов по ее созданию и конкретных особенностей.

В России на основе международных стандартов разработаны аутентичные варианты стандартов, которые имеют индекс «Р» («Россия»).

ГОСТ-Р-ИСО-9001-96 «Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании».

Большая группа стандартов – система менеджмента качества (СМК):

ГОСТ-Р-ИСО-9000-2001 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь»; ГОСТ-Р-ИСО-9001-2001 «Система менеджмента качества. Требования к этой системе».

Для разработки и функционирования СМК необходимо:

1. твердое желание высшего руководства,

2. ясное понимание им целей,

3. проявление им воли,

4. мотивация и квалификация персонала,

5. квалифицированные менеджеры.

Принципы качества:

1. ориентация на потребителя:

а) анализ рынка и потребностей потребителей, организация производства на основе этого анализа,

б) выпуская продукт или оказывая услуги, надо не ограничиваться выполнением локальных требований, предугадывать желания потребителей;

2. принцип лидерства – руководитель фирмы должен быть лидером, в том числе и подходить к вопросам качества с точки зрения инициативы,

Роль лидера:

а) в разработке прогноза и стратегических целей,

б) в поиске новых методов производства, управления процессами производства и новых видов продукции,

в) доведение до персонала сведений, связанных с качеством процессов производства;

3. вовлечение персонала – необходимо дать возможность каждому сотруднику участвовать в выработке управленческих решений – это порождает чувство ответственности, сопричастности, повышает мотивацию каждого участника;

4. процессный подход – в целом и по отдельным этапам:

Процесс – логически упорядоченная последовательность шагов, преобразующих входные данные в выходные (по ГОСТ).

5. Системный подход – координация всех аспектов деятельности, постоянное планирование, доведение планов до каждого исполнителя, анализ и корректировка планов, предполагает взаимоувязку финансовых показателей удовлетворенности потребителей, показателей роста фирмы, квалификации исполнителей;

6. Непрерывное улучшение – при систематическом улучшении процесса появляется возможность снижения потерь и цены продукции за счет растущего «зазора» между ценой и себестоимостью; снижение цены ведет к расширению рыночной ниши, что в свою очередь позволяет снизить себестоимость за счет эффекта масштаба – этот механизм называют «цепной реакцией Деминга»;

7. Подход к принятию решений на основе фактов, анализируя производственную деятельность;

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками (качество исходных материалов, оборудование).