Методики социально-педагогической работы с семьей

Семья, как всякое объединение людей, претерпевает существенные изменения в процессе современного общественного развития, что иногда крайне затрудняет нормальное развитие внутри семейных отношений. При этом некоторые родители не желают вмешательства со стороны, полагаясь на собственные возможности, выказывают недоверие образовательному учреждению из-за негативного влияния процесса обучения на здоровье ребенка и неудовлетворительного качества образования. В то же время многие родители не в состоянии преодолеть возникающие трудности собственными силами. Когда семья не справляется сама со своими функциями, ей необходима помощь. Профессиональная социально-педагогическая работа - один из главных способов помощи в таких ситуациях (Т.В.Лодкина).

Диагностика семьи - постоянно присутствующий элемент деятельности социального педагога. Диагностика семьи строится на принципах объективности, комплексности изучения всех ее характеристик с привлечением достижений смежных наук; достаточности и последовательности; многосторонности (изучение родителей, детей, социального окружения и пр.); использования выявленных особенностей семьи для усиления ее воспитательного потенциала. (Т.А.Василькова).

В процессе первичной диагностики важно разобраться в обоснованности жалобы или проблемы, понимании родителями проблемы, ее причин, характере ожидаемой помощи от специалиста. Причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать в особенностях отношений родителей и детей, стиле воспитания, а также в искажении процесса саморазвития.

Диагностика семьи предполагает использование традиционных диагностических методик: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.

В процессе диагностики социальный педагог выявляет факторы, которые приводят к конфликтам и проблемам в семье. Определяются статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная и национальная принадлежность.

При работе с семей, нуждающейся в помощи, следует учитывать: доход на одного человека; число детей и иждивенцев; состав взрослых; здоровье членов семьи; способность к труду взрослых членов семьи; наличие жилья, сбережений, земельных участков; социальное положение, статус членов семьи в обществе.

Особенности семьи характеризуют следующие показатели:

- тип (многодетная, неполная, нуклеарная и т.д.);

- социальный статус (семья беженцев, семья с криминогенными членами и т.п.);

- этап жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая семья);

- порядок заключения брака (первичный, повторный);

- число поколений в семье (одно или несколько);

- число детей (мало- или многодетная семья);

- причины, провоцирующие нарушения;

- социально-психологический микроклимат (благоприятный, средний, неблагоприятный, кризисный);

- все участвующие в семейной системе (в том числе члены расширенной семьи);

- отношения между различными группами (родителями,супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами);

- модели коммуникаций членов семьи (между взрослыми, взрослыми и подростками, родственниками и другими);

- сплоченность (семейные правила, традиции и нормы);

- жилищные условия, социально-экономический статус, практика ведения домашнего хозяйства, распределение обязанностей;

- влияние культурных факторов;

- история развития семьи (корни, влияние старших поколений);

- адекватность ролевого поведения;

- воспитание ребенка и подростка в семье и образцы поведения в родительской семье (время, проводимое родителями с детьми, наличие общих дел, формы проведения свободного времени, круг чтения, формы и круг общения);

- предшествующий брачный опыт супругов;

- структура семейной власти, авторитетов и лидерства.

В ходе обследования составляется «карта семьи» с характеристиками каждого ее члена, знаменательными семейными датами. Также отмечается способность адаптироваться к изменениям. Изучается сам ребенок, подросток: его здоровье, круг интересов и друзей, отношения в образовательном учреждении и вне его, проблемы, информированность о родителях (их вкусах, интересах, друзьях и авторитете на ра­боте, заботах, здоровье).

Учитывая сложность проблем которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи.

Социально-педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы социально-педагогического мониторинга семьи (М.В.Шакурова):

-достоверность, полнота, системность информации;

- оперативность получения сведений и их систематическая актуализация;

- опоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации;

- сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

В практике работы социальных педагогов сложился опыт социально-педагогической паспортизациисемей. «Паспорт» выступает одной из форм «карты семьи», позволяющей систематизировать базовую информацию о семье в лаконичной (стандартизированной) форме. В отличие от «карты» он не предполагает регулярного обновления (за исключением каких-либо кардинальных изменений в структуре и характеристиках семьи).

Основное назначение диагностики и мониторинга - составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование и т.п.

На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей, позволяющая разработать стратегию и тактику социально-педагогической работы в отношении конкретной семьи и с семьями в целом, обеспечить адресность и результативность социально-педагогической поддержки и помощи.

Социальный патронаж-форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4 - 9 месяцев. Социальный педагог одновременно патронирует не более двух семей. При этом под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальный педагог обязан поддерживать доброжелательный контакт с ними и подключаться к решению отдельных проблем этих семьей (М.В.Шакурова).

Этапы работы социального педагога с семьей в рамках патронажа (А.К. Железнова).

1. Знакомство. Договор с семьей.

Работа с семьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей и образовательным учреждением в лице социального педагога. Договор не имеет юридической силы. Его значение состоит в установлении «правил игры», очерчивании круга взаимных обязательств и прав, а также в закреплении в сознании сторон факта вступления во взаимоотношения для достижения общей цели

2. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.

Социальный педагог должен помочь сначала оформить имеющийся позитивный потенциал семьи в планы и намерения членов семьи, а затем способствовать воплощению этих планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.

3. Сбор информации о семье, что предполагает:

- применение широкого диапазона методов сбора информации;

- сбор информации на протяжении всего времени работы с семьей;

- сбор информации, необходимой и достаточной для работы с семьей;

- тщательный отбор объективной информации в местах пребывания членов семьи;

- сопоставление информации из различных источников.

Социальный педагог начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении в местах ее пребывания. Ему необходимо знать:

- состав семьи;

- характеристику внешних и внутренних контактов семьи;

- нормы, ценности, правила, представления данной семьи;

- способности и возможности членов семьи;

- уровень материального обеспечения, особенности организации быта;

- состояние здоровья, образ жизни и привычки членов семьи.

Для сбора информации социальный педагог пользуется большим набором методов. беседа с членами семьи и лицами из ее ближайшего окружения, конструктивное интервью или беседа в расширенном составе (с привлечением других специалистов, особо значимых для данной семьи персон) и т.п.

4. Анализ информации о семье.

Анализ информации о семье социальный педагог осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней.

5. Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с семьей.

Цели, задачи и перспективы работы социального педагога и семьи находят свое выражение в контракте. Контракт составляется социальным педагогом на основе анализа полученной информации вместе с членами семьи. В нем в краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению семьи из кризиса, указываются сроки этой работы.

Содержание работы с семьей определяется имеющимися у неё проблемами. Социальный педагог организует сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Он координирует усилия различных организаций с тем, чтобы воздействие на семью было согласованным, своевременным и нужной интенсивности, соответствовало потребностям ее развития.

6. Выход из семьи.

По окончании интенсивного периода работы социальный педагог представляет карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). При этом он продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия.

В деятельности социального педагога используется также надзор, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный).

Официальный надзор - это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц.

Неофициальный (неформальный) социальный контроль представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста.

Семейное консультирование представляет собой оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье. В отличие от социально-психологического консультирования, супружеские проблемы и психология семейных взаимоотношений не попадает в сферу интересов социального педагога.

Предметом социально-педагогического консультирования являются:

- в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной ситуации и т.п.;

- в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, привитие навыков гигиены, создание уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т.п.;

- в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т.п.;

- в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, формирование традиций и устоев семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т п.;

- в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической помощи, педагогическая неинформированность, неполноценность, несостоятельность и т п.;

- в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление старых или построение новых позитивных социальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений.

В отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании социальный педагог работает либо с семьей в целом (членами семьи), либо выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр. (И.Н.Закатова).

Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности.

По видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д.:

В частности социально-педагогическое консультирование осуществляется по вопросам:

- педагогической и социально-психологической подготовки родителей к воспитанию будущих школьников при участии социальных педагогов дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования;

- предотвращения возникновения семейных проблем и формирования педагогической культуры родителей;

- социально-педагогического сопровождения детей с особыми нуждами и их семей;

-установления правил взаимоотношений различных поколений в семье, поиска методов педагогического воздействия на детей, формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми;

- воспитания «трудных» подростков, отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;

- организации режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;

- подготовки детей дошкольного возраста к занятиям в школе;

- наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей;

- воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии и т.д.

 

Педагогический подход к содержанию и технологиям социальной работы с семьей

Модель деятельности социального педагога с семьейвключает в себя следующие компоненты (В.Н.Гуров):

- наличие у специалиста собственных представлений осодержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, а также о форме ее оказания;

- широкое изучение семьи-системы и каждого ее членакак индивида (личности);

дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных структур;

- разработка программы (соответственно выделенным входе дифференциации типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;

вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;

- отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.

Приступая к социальным действиям по отношению к семье с целью оказания ей помощи, социальный педагог согласно разработанной этой модели обязан четко представлять ее содержание и возможные формы претворения этого содержания в практику.

Основные кмпоненты модели социальных действий с семьей :

1. Изучение семьи и каждого ее члена как индивида (личности) строится на обязательном составлении характеристики микрорайона на основе получаемой обширной информации путем ознакомления с первичными материалами - личными делами учащихся (членов семьи), бесед с учителями, соседями, знакомыми и друзьями семьи, руководством предприятий и учреждений, на которых трудятся родители, посещения родительских собраний, заседаний родительских комитетов, анкетирования детей и родителей, а также диагностирования межсемейных взаимоотношений.

2. Изучение положения личности в семье и непосредственно семьи-системы.

Диагностирование межсемейных взаимоотношений проводится на основе соответствующих анкет и диагностических методик. Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и посредством работы с родителями.

3. Дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных структур.

4. Разработка программы социальных действий на нее коррекционно-воспитательной направленности и соответственной выделенным в ходе дифференциации типам семей, состоящей из блоков:

- повышения педагогической культуры родителей;

- совместных видов деятельности родителей и детей;

- индивидуальной работы с родителями и детьми и семьей-системой в целом.

5. Вхождение и контакт с семьей-системой и ее членами с целью реализации программы социальных действий.

Главное правило продуктивной и профессиональной работы специалиста с дисфункциональной семьёй при личном контакте - осторожность и корректность в действиях и словах, гак как дисфункциональная семья крайне уязвима к внешним воздействиям.

Первое действие специалиста направлено на сбор информации и анализ проблемных зон семейной ситуации. Следует понять причины сопротивления позитивным изменениям, не спускаясь до уровня житейских суждений о том, кто прав и кто виноват.

Второе действиесоциального работника направлено на оказание помощи в установлении контактов семьи с окружающими.

Анализ социального взаимодействия семьи поможет определить степень деструктивности общения, изолированности и глубину нарушений социальной адаптации семьи.

Третье действие социального работника связана с исследованием эмоционального мирачленов семьи. Сложность заключается в определении реакций на травмирующие ситуации, поскольку переживания участников травматических событий подавлены и с трудом выносятся на обсуждение.

Таким образом, семья - это базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка

Черты семьи как социального института заключены в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, ее характеризуют общность быта всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь (М.В.Шакурова).

Являясь социальным образованием, семья имеет важные социальные функции, которые являются отражением как общественных потребностей в ее жизнедеятельности, так и индивидуальных потребностей членов семейной группы.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте особенности современной семьи и её социальные проблемы.

2. Изложите назначение и содержание диагностики и мониторинга семьи.

3. В чем особенности социального патронажа как формы взаимодействия с семьей?

4. Охарактеризуйте методику социально-педагогического семейного консультирования семьи.

5. В чем суть педагогического подхода к содержанию и технологиям социальной работы с семьей.

6. Расскажите об особенностях работа социального педагога с различными категориями семей.

7. На что направлена образовательная помощь семье?

 

Литература

Бельская И.Р. Семейная психология. СПб., 2006

Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ Ю.В.Василькова - М., 2001.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная педагогика" - М.: Академия, 2007.

Гаранина Е.Ю. Семьеведение : учеб. пособие / Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. - М., 2009

Гуров В.Н., Социальная работа школы с семьей: Учеб. пoсoбие для студ. ВУЗов - М.: Педагогическое общество России, 2002.

Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

Железнова А.К. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. №4. – 1998.

Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе./ И.Н. Закатова - М., 1996.

Марадахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога./ Л.В. Марадахаев - М.: Гардарики, 2002.

Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В.Кузнецовой - М., 2005.

Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М.А.Галагузовой - М., 2004.

Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В.Лодкина. - М.,2008.

Назарова С.А. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями // Социальная педагогика - 2007 г. - №1

Организационная и социально - педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации. - М., 2004.

Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства./ Р.В.Очарова - М.,2003.

Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.

Целуйко В.М. Психология современной семьи - М., 2006.