Тихонова Н.Е. Российская семья в начале века: ситуация удручающая //Воспитание школьников. -2002 -№3.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. М., 2002.

Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. М., 2005.

 

 

Тема 7. Особенности работы социального педагога в образовательных и социальных учреждениях

Содержание работы социального педагога в образовательных учреждениях

В сферу профессиональных обязанностей социальных педагогов входит работа с детьми, подростками, молодежью и их родителями как в семейно-бытовой среде, так в сети учреждений образовательной системы и системы социальной защиты населения.

Общеобразовательные учреждения -количественно самая многочисленная группа учреждений сферы образования, охватывающая большую часть детей. Эти учреждения подразделяются на следующие виды: начальная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия; лицей.

Общеобразовательные учреждения являются самым распространенным местом работы социального педагога. Основной задачей социального педагога в них является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением.

В общеобразовательных учреждениях социальный педагог (Л.Е.Никитина):

- выявляет неблагополучные семьи, проводит работу с родителями и детьми, у которых есть социальные проблемы (непосещение школы, пристрастие детей к табаку, алкоголю, наркотическим веществам, уходы ребенка из дома, малообеспеченность семьи и т. п.);

- осуществляет социально-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в учреждении и по месту жительства учащихся;

- организует социально-значимую деятельность взрослых и детей;

- координирует работу по решению социальных проблем ребенка через взаимодействие со сверстниками, родителями, учителями, специалистами социальных служб, молодежными службами занятости;

- осуществляет социальную защиту личности ребенка в школе и по месту жительства;

- помогает в трудоустройстве несовершеннолетних.

Конкретные направления и приоритеты в деятельности социального педагога в каждом образовательном учреждении определяются его руководством с учетом специфики самого учреждения, местных условий и потребностей, социальной специфики территории и микрорайона и т. д.

Общеобразовательные школы-интернаты имеют следующие видовые разновидности: школа-интернат начального общего образования; школа-интернат основного общего образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат. Образовательные учреждения интернатного типа, за исключением интернатов творческой направленности (балетных, художественных и др.), предназначена для детей, имеющих те или иные социальные проблемы, имеющих отклонения в эмоциональном развитии и нарушении социальных контактов, склонных к зависимому поведению, нуждающихся в защите своих прав и т. д.

Социальные педагоги в интернатных учреждениях:

- оказывают несовершеннолетним помощь в развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении;

- выявляют проблемы ребенка и его социального окружения;

- выступают посредником в координации усилий разных специалистов, а также ведомств и административных органов (образования, здравоохранения, социальной защиты и др.) для комплексного решения проблем ребенка, обеспечивают защиту прав ребенка;

- участвуют в разработке социальных программ комплексного развития несовершеннолетних.

Относительно новым видом общеобразовательного учреждения является кадетская школа, которая может быть организована и как обычная дневная школа, и как школа-интернат. Социальный педагог, работающий в учреждении данного типа, в основном, занимается организацией военно-патриотического воспитания кадетов, решает материальные, бытовые, правовые вопросы, касающиеся учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из малообеспеченных семей, организует социально значимые мероприятия с привлечением заинтересованных сторон (администрации, родителей, общественных организаций, спонсоров).

К системе образования относится также такой тип учреждения, как оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении. В таких учреждениях дети проходят курс лечения разной длительности и одновременно, чтобы не отстать от своих сверстников, продолжают образование. Образовательный процесс строится с учетом возможностей здоровья обучающихся. Установлено несколько видов образовательного учреждения данного типа: санаторно-лесная школа; санаторная школа-интернат и санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Особую группу учреждений образования составляют образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они представлены в российской системе образования множеством различных видов, таких как дошкольный детский дом (для детей раннего и дошкольного возраста – от 1,5 до 7 лет); смешанный детский дом (для детей школьного и дошкольного возраста); детский дом-школа (для детей дошкольно-школьного возраста); школьный детский дом (для детей школьного возраста); школа-интернат; специальный коррекционный детский дом для детей с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии.

Во всех учреждениях этого типа, согласно Рекомендациям Министерства образования РФ по формированию штатной численности работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен работать социальный педагог.

Деятельность социального педагога в учреждениях для детей-сирот направлена на социальную защиту их прав, их социальную адаптацию и реабилитацию. Для реализации этих целей он осуществляет широкий спектр направлений деятельности:

- следит за соблюдением имущественных, гражданских и жилищных прав детей; отстаивает юридические и финансовые интересы воспитанников перед государственными, общественными, производственными структурами; ведет работу по соблюдению жилищных прав воспитанников;

- ведет работу с родственниками, знакомыми, опекунами, будущими усыновителями; восстанавливает юридический статус ребенка (ведет сбор документов, розыск родителей, взимание алиментов, оформление гражданства и др.); работает с семьями, взявшими детей под опеку; работает с детьми, от которых отказываются опекуны;

- организует правовое просвещение воспитанников;

- создает условия для профессионального самоопределения подростков и помогает им выбрать и поступить в подходящее учебное заведение; осуществляет сопровождение в период нахождения воспитанника в профессиональном училище, техникуме, вузе;

- осуществляет коррекцию межличностных отношений; помогает детям адаптироваться к жизни в детском доме и в других социумах; содействует формированию у воспитанников общей культуры, необходимых социальных знаний и умений;

- совместно со специалистами реализует социальную реабилитацию ребенка; осуществляет патронат детей, нуждающихся в социально-медицинской помощи.

В системе отечественного образования есть также специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, которые имеют несколько разновидностей.

Специальная общеобразовательная школа и специальное профессиональное училище предназначены для несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, совершивших правонарушения, нуждающихся в психологической, медицинской и социальной реабилитации, включая коррекцию поведения и адаптацию в обществе, с целью создания условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа и специальное коррекционное профессиональное училище предназначено для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершившими общественно опасные деяния.

Данные учреждения могут быть открытого и закрытого типа. Учреждение открытого типа выполняет функции профилактического учреждения и создается для детей и подростков с устойчивым противоправным поведением; подвергшихся любым формам психологического насилия; отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения; испытывающих трудности в общении с родителями. В данный тип учреждений принимаются дети и подростки в возрасте от 8 до 18 лет при наличии заключений психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии, рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних по месту их жительства, заявления родителей и с согласия подростка старше 14 лет. Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних в возрасте от 11 до 18 лет, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Данный тип учреждения предусматривает временную изоляцию несовершеннолетних.

Социальный педагог совместно с другими специалистами (психологом, врачом и др.) данных учреждений с учетом физического, психического состояния несовершеннолетнего, а также его индивидуальных возможностей, пола, возраста:

- разрабатывает психокоррекционные и реабилитационные программы;

- проводит профилактическую работу, организует социально-значимую деятельность и личное время воспитанников;

- оказывает воспитанникам социально-правовую помощь;

- осуществляет связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников;

- поддерживает связь с родителями (законными представителями) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний.

Для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (глухих, слепых, умственно-отсталых детей) существуют специальные (коррекционные) образовательные учреждения, которые могут быть трех видов: специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад; специальная (коррекционная) образовательная школа; специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат.

В 90-е гг. ХХ века в системе отечественного образования начали появляться учреждения нового типа - образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые создавались в ответ на острейшие общественные потребности во многом стихийно, имели различную структуру, организационно-правовую форму, различные профили и наименования. В настоящее время их виды упорядочены и включают: центр диагностики и консультирования; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центр социально-трудовой адаптации и профориентирования; центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения; образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-медико-социальной помощи.

Практически во всех учреждениях данного типа есть социальные педагоги. В зависимости от вида и специфики учреждения, содержательно их деятельность может значительно различаться. Так, в центре психолого-медико-социального сопровождения социальные педагоги оказывают помощь детям, испытывающим трудности в усвоении образовательной программы; оказывают помощь образовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации; оказывают помощь родителям в решении проблемы дезадаптации ребенка; занимаются вопросами профилактики социально опасных заболеваний (наркомания, алкоголизм, суицид и др.).

В сферу интересов социальных педагогов, работающих в образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-медико-социальной помощи, попадают в основном дети в возрасте от 3 до 18 лет:

- с высокой степенью педагогической запущенности;

- отказывающиеся посещать образовательные учреждения;

- имеющие нарушения эмоционально-волевой сферы;

- подвергшиеся различным формам психического и физического насилия и вынужденные покинуть семью;

- пострадавших от техногенных катастроф;

- из семей беженцев и вынужденных переселенцев.

В таких учреждениях социальные педагоги осуществляют комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывают им социальную помощь, осуществляют связь с семьей, органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их пенсиями, жильем и пособиями; проводят коррекционно-развивающую, профилактическую и оздоровительную работу с детьми; оказывают помощь в профориентации, получении профессии, трудоустройстве, последующей адаптации.

В настоящее время повсеместно в стране все более активно и устойчиво работают различные профильные центры, дворцы и дома творчества детей, музыкальные, художественные и другие школы, клубы и станции, детские оздоровительно-образовательные лагеря. Практически во всех перечисленных учреждениях с детьми работают педагоги, руководители кружков, воспитатели. Однако должности социального педагога в них не предусмотрены. Лишь в некоторых учреждениях дополнительного образования детей, по инициативе руководства, в штат вводятся социальные педагоги и с широким кругом обязанностей.

Например, социальный педагог культурно-образовательного центра:

- составляет социальный паспорт микрорайона;

- выявляет образовательные и культурные потребности проживающего там населения;

- организует культурно-досуговую, общественно-полезную, спортивно-оздоровительную деятельность среди населения;

- организует оказание благотворительной помощи и поддержки малообеспеченным семьям, людям с ограниченными возможностями и одиноким престарелым людям;

- участвует в проведении общественных собраний жителей микрорайона;

- разрабатывает и реализует социальные проекты;

- координирует взаимодействие коллективов центра с населением микрорайона и другими структурами.

Образовательные учреждения дополнительного образования детей на современном этапе развития включают и новые направления работы. Одним из таких направлений являются группы кратковременного пребывания. В них социальный педагог работает, в основном, с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Эти группы бывают дневные, вечерние, выходного дня. Иногда это может быть уход и присмотр за детьми на несколько часов. Социальный педагог проводит развивающие занятия, спортивно-оздоровительные мероприятия, учит детей взаимодействию в коллективе сверстников, обучает родителей общению со своими детьми и развивающим методикам. Его деятельность также предусматривает и оказание услуг родителям, дети которых не посещают школу и детский сад, в развитии индивидуальных способностей детей, подготовке их к школе, оказании помощи в воспитании и образовании ослабленных, часто болеющих детей, плохо адаптирующихся в коллективе.

К образовательным учреждениям начального профессионального образования относятся профессиональное училище и профессиональный лицей. Деятельность социального педагога в учреждении среднего профессионального образованиярассматривается через оказание социально-педагогической помощи детям группы риска (выпускникам детских домов, малообеспеченным, детям с девиантным, т.е. отклоняющимся от нормы поведением, неуспевающим) через овладение социальными знаниями, умениями, нормами поведения. Обычно социальный педагог является одним из субъектов психолого-педагогической (психологической) службы, которая существует в учреждении.

Социальный педагог в учреждении среднего профессионального образования:

- помогает учащимся адаптироваться к новым условиям обучения;

- оказывает помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками;

- осуществляет профилактику девиантного поведения;

- обучает учащихся соблюдению социально принятых норм поведения в общении со взрослыми и сверстниками;

- организует социально-полезную деятельность, досуг учащихся, вовлекает их в систему дополнительного образования,

- обучает правовой грамотности, консультирует по правовым вопросам;

- обеспечивает контроль за соблюдением их прав и обеспечением социальных гарантий;

- индивидуально работает с наиболее уязвимыми группами учащихся - выпускниками детских домов, защищая их права, осуществляя контроль за условиями их обучения, проживания, оказывая помощь в социальной реабилитации и адаптации, в трудоустройстве и обеспечении жильем.

Раскрывая принципы, содержание, формы и методы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении, следует отметить тот факт, что современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) - все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов - социальных педагогов.

Социальный педагог, действуя в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях, при организации своей работы отдаёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Социальный педагог поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание он уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности (Ю.В.Василькова).

Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей, к которым относятся:

- неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса;

- дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье;

- больные дети, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю.

- одаренные детьми.

Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

В настоящее время актуальна проблема нехватки различных секций и клубов, разнообразных трудовых, туристических и краеведческих отрядов. Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями.

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона, что также немаловажно сегодня. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи, а также играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учёбе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда.

Для решения названных задач социальный педагог изучает ребёнка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления.

Снижение жизненного уровня населения сказалось на детях, их нравственном, физическом и психическом здоровье. Дети и подростки оказались наиболее незащищенными среди населения страны. Кризис образования, остаточное финансирование вылились в нехватку кадров; оторванность школы от общественных процессов сказывается на воспитании подрастающего поколения.

Социальные педагоги работают также в некоторых высших учебных заведениях. Их сфера деятельности ограничена, в основном, работой в общежитии. Социальный педагогвысшего учебного заведения:

- организует воспитательную работу в общежитии;

- обеспечивает социально-психологическую поддержку проживающих в нем студентов;

- содействует улучшению их бытовых условий и психологического комфорта путем выявления трудностей проживания и неудобств в организации жизни в общежитии; информирует и организует встречи и мероприятия, различные виды социальной деятельности студентов;

- выявляет социально-незащищенные группы студентов, проживающих в общежитии, и обеспечивает защиту их прав;

- занимается профилактикой здорового образа жизни.

В общем и целом социальный педагог в образовательных учреждениях (Л.Е.Никитина):

-организует воспитательную работу (в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке), направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе;

-изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку учащимся, воспитанникам и студентам;

-выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти;

-способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья;

-создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;

-взаимодействует с учителями, преподавателями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, а также попавшим в экстремальные ситуации;

-участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

Ожидаемые результаты работы социального педагога в образовательном учреждении могут быть представлены следующими показателями (И.Н.Пашковская)

Социальные показатели:

- расширяются возможности обучения детей и молодёжи (вносится вклад в развитие инфраструктуры образования района);

-удовлетворяются актуальные потребности населения (расширяется потенциал и реальный контингент обучающихся);

-появляются новые возможности при решении вопроса занятости определенной категории молодёжи, а также решение проблемы рационального использования досуга молодёжи (его обогащения), развитие новых социальных структур.

Социально-педагогические показатели проявляются:

- в широте образовательного выбора учащихся (разнообразие образовательных циклов, подразделений, направлений обучения);

- в свободе выбора (возможности апробации своих сил и склонностей, перехода в иные образовательные структуры);

- в поощрительном и защитном характере педагогической деятельности;

- в повышении возможности дальнейшего образовательного выбора (выше шанс поступления в ВУЗ, о чем свидетельствует процент поступивших и т.д.);

- в освоении учащимися нетрадиционных видов творческой деятельности;

- в повышении обоснованности профессионального выбора;

- в углублении и расширении социального и культурного опыта личности (опыт деятельности и общения).

Социально-психологические показатели(используется комплекс личностных диагностических методик):

- развитие системы ценностных ориентации;

- развитие культурных запросов;

- проявление познавательной активности, развитие мотивации образования, учения;

- различные параметры (традиционные общего развития личности);

- характеристики нравственно-психологического климата;

- доверительность отношений педагогов и учащихся.

Педагогические показатели(связаны в первую очередь с характером педагогической деятельности и подготовленностью к разным видам деятельности, качеством знаний):

- педагогические нововведения по разным направлениям деятельности, обоснованность выбора нововведений;

- развитие методического мастерства педагогов

а) выдержанность поощрительного характера педагогического общения с учащимися;

б) знание и учет индивидуальных особенностей и склонностей учащихся;

в) понимание мотивации поведения учащихся;

г) умение видеть перспективы развития учащегося;

д) качество знаний, соответствующих образовательному стандарту:

- удовлетворенность/неудовлетворенность педагогического коллектива ходом реализации эксперимента;

- мотивация удовлетворенности/неудовлетворенности;

- перспективы развития педагогического нововведения (эксперимента).

 

Социальный педагог в системе социальных учреждениях для молодежи

Второй сферой, в которой в настоящее время официально введена должность социального педагога, является система учреждений и организаций, подведомственных Департаменту государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ. Этот федеральный орган исполнительной власти представлен в субъектах РФ уполномоченными органами по делам молодежи регионального и муниципального уровня. Их деятельность направлена на решение проблем молодежи соответствующей территории путем осуществления государственных программ, реализуемых собственными учреждениями, а также поддержки проектов и программ негосударственных организаций.

В данной сфере реализуется государственная молодежная политика - деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Эта сфера устанавливает взаимоотношения между органами государственной молодежной политики, с одной стороны, и молодыми гражданами от 14 до 30 лет, молодыми семьями, молодежными и детскими общественными объединениями, с другой. Их взаимоотношения регулируются федеральными нормативными актами, такими как «Основные направления государственной молодежной политики», Законы РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и «Об общественных объединениях»и др.

В государственной молодежной политике выделяются несколько направлений деятельности:

- обеспечение соблюдения прав молодежи;

- обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

- содействие предпринимательской деятельности молодежи;

- государственная поддержка молодой семьи;

- гарантированное представление социальных услуг;

- поддержка талантливой молодежи;

- формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

- поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

- содействие международным молодежным обменам.

Каждое направление реализуется при помощи специальных программ, мероприятий, а также социальных служб для молодежи. Социальными службами для молодежи являются организации, независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи. В этих службах работают разные специалисты. В некоторых типах социальных учреждений для молодежи в середине 90-х годов была введена и должность социального педагога.

Практика деятельности социальных служб молодежного ведомства показывает, что реально социальные педагоги работают далеко не во всех учреждениях, где их должность предусмотрена. Причина такого положения дел - недооценка роли социального педагога в практике воспитательной работы учреждения.

Среди основных типов учреждений молодежной сферы, где работают социальные педагоги и реально организуются и проводятся мероприятия социально-педагогической направленности, можно назвать следующие.

Дворовые детские клубы как особая разновидность учреждения для детей и подростков, находящиеся в введении как органов образования, так уполномоченных органов молодежной политики. Названия их могут быть различными – городской клуб старшеклассников и учащейся молодежи; центр досуга детей и молодежи; подростково-молодежный клуб; социально-досуговый центр; культурно-образовательный центр и др. Все они могут быть объединены одним названием - детские и подростковые клубы по месту жительства.

Проблема социально-педагогической работы по месту жительства получила за последние годы качественно новое общественное звучание.

В современном передовом опыте место жительства рассматривается как наиболее стабильная из внешкольных сфер жизнедеятельности детей, активно влияющая на формирование и развитие личности ребенка, как сфера организации свободного времени детей, подростков, молодежи, развитие их интересов, способностей, активной, познавательной, трудовой, культурно-творческой деятельности, сфера нравственного формирования личности.

Наряду с досуговой деятельностью, клубы прививают детям навыки здорового образа жизни, проводят профилактику наркотической и алкогольной зависимости, поэтапную реабилитацию детей и подростков, замеченных в первичном употреблении психоактивных веществ.

Важное место в деятельности социального педагогаподросткового клуба занимают вопросы патриотического воспитания молодежи, подготовки юношей к службе в армии, забота о людях, прошедших «горячие точки», развитие гражданственности, общественной активности и т. д.

Новым направлением деятельности социального педагогаявляется также обучение школьников основам правовых знаний. В некоторых клубах проводится работа по трудоустройству детей.

Деятельность социальных педагогов в домах детского творчестватакже находится в государственном ведении и связана, в основном, с организацией фестивалей, конкурсов, смотров; проведением городских праздников, мероприятий; организацией экскурсий, оказанием методической помощи разным специалистам; привлечением дополнительных средств для реализации молодежных и детских программ; созданием новых направлений деятельности дома творчества (открытие психолого-педагогической службы, оказывающей помощь педагогам, детям, родителям в проблемах межличностного общения, выбора профессии, повышения уровня правовой грамотности и т. д.).

Еще одним государственным учреждением молодежной политики, где работает социальный педагог, являются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. В разных регионах России они получают разные названия – центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних; молодежный социальный медико-педагогический центр; центр адаптации и развития молодежи; центр социальной адаптации и досуга молодежи; приют-убежище для несовершеннолетних и др.

Социальные педагоги в данных центрах решают проблемы беспризорности, безнадзорности, алкоголизма, токсикомании и наркомании детей и подростков, а также осуществляют сопровождение несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест лишения свободы и воспитательных колоний.

В системе учреждений по делам молодежи существуют также центры социально-психологической помощи (другие названия - центр социально-психологической помощи детям и молодежи; центр социально-психологической помощи подросткам и родителям; центр психолого-педагогической службы помощи и профориентации молодежи). Характер работы социального педагога в данных учреждениях связан, в основном, с профдиагностикой, профконсультированием, информационной деятельностью по выбору будущего места учебы или работы обратившихся.

 

Социальный педагог в учреждениях системы социальной защиты населения

Социальная защита населения - это система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. Она реализуется посредством деятельности ведомственных органов управления всех уровней, а также находящихся в их ведении социальных служб (Г.Н.Штинова).

Система социальной защиты основывается на системе приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных правовых и экономических гарантий граждан и включает непосредственную организаторскую работу, направленную на обеспечение определенного уровня социальной защищенности, достижение социально приемлемого уровня жизни населения в соответствии с существующими условиями общественного развития.

В системе социальной защиты населения работают разные специалисты, в основном - специалисты социальной работы и социальные работники. Однако, администрация большинства учреждений системы социальной защиты, деятельность которых связана с семьей и детьми, в рамках своих полномочий вводят в штат и социальных педагогов.

Система социальной защиты населения включает несколько направлений: социальное обеспечение, социальное страхование, социальное обслуживание. Каждое направление имеет свою систему учреждений. Социальные педагоги, как правило, работают в учреждениях социального обслуживания населения.

Социальное обслуживание – это деятельность по оказанию различных видов материальной помощи и социальных услуг, предоставляемых бесплатно или на льготных условиях лицам престарелого возраста, инвалидам, а также малообеспеченным семьям с детьми и иным нуждающимся гражданам. Осуществляется социальное обслуживание через систему социальных учреждений.

В территориальном центре социальной помощи семье и детям социальный педагог работает, в основном, с неблагополучными и асоциальными семьями. В первую очередь объектом его деятельности является ребенок, а потом его семья. Социальный педагог осуществляет социально-экономическую поддержку ребенка через повышение социально-экономического статуса семьи, психолого-педагогическую коррекцию семейного неблагополучия, социально-правовую защиту ребенка.

В центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные педагоги обеспечивают ребенку возможность продолжать учебу, осуществляют социальную реабилитацию ребенка, обеспечивают сбор документов, необходимых для дальнейшего устройства детей в замещающие семьи или государственные учреждения, проводят педагогическое просвещение и обучение приемных родителей или воспитателей, осуществляют патронаж детей в приемных семьях.

Социальный приют для детей и подростков - учебно-воспитательное учреждение государственной системы социальной защиты населения, которое оказывает на территории города или района социальную помощь безнадзорным несовершеннолетним и осуществляет комплекс мер по их социальной реабилитации. В данном учреждении социальный педагог реализуют программы социальной реабилитации, обеспечивает подросткам возможность продолжать учебу, участвует в ликвидации кризисной ситуации в семье, восстанавливает социальный и правовой статус ребенка и устраивает его дальнейшую судьбу.

Центр психолого- педагогической помощи населению предназначен для оказания на территории города или района специализированной психолого-педагогической помощи населению в преодолении конфликтов в семье, повышении психологической культуры населения в сфере семейного, супружеского, родительского общения и в предотвращении негативных последствий эмоционального и психологического кризиса семейных отношений. Социальный педагог в таких центрах проводит диагностику причин дезадаптации ребенка, осуществляет социально-педагогическое обследование условий его проживания; консультирует детей и родителей по вопросам развития и возрастных особенностей детей и подростков, детско-родительских отношений; оказывает помощь семье в воспитании и обучении детей и родителей здоровому образу жизни, проводит консультации молодых семей.

В социально-реабилитационном центр для несовершеннолетних города или района осуществляется оказание разнообразной социальной помощи и поддержки несовершеннолетним с целью преодоления социальной дезадаптации, возникшей в результате отклонений в психосоциальном развитии и неблагоприятных социальных условий. Социальные педагоги выявляют причины социальной дезадаптации несовершеннолетних, участвуют в разработке программ социальной реабилитации детей и подростков, изменяют отношение детей к учебной деятельности, восстанавливают нарушенные связи со школой, прививают социально полезные навыки общения со взрослыми и сверстниками, восстанавливают утраченные контакты с семьей и внутри семьи, восстанавливают социальный статус детей в коллективе, содействуют подросткам в получении работы, а также профессионально ориентируют их на дальнейшую учебу и трудоустройство, осуществляют патронаж семей до достижения ребенком совершеннолетия.

В зависимости от условий региона (села, города, района города и др.) учреждения, оказывающие помощь детям, могут носить комплексный межведомственный характер (центры семьи и детства, центры досуга, центры здоровья и др.). Социальные педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех социальных учреждений города, села, поселка и т. д. Если личностные проблемы ребенка не могут быть сняты в условиях естественной среды его развития, ребенок направляется в учреждения, имеющие ту или иную специализацию (учреждения социальной реабилитации детей с физическими и психическими недостатками, учреждения социальной реабилитации детей, не получивших общего и профессионального образования, и др.).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте деятельность социального педагога в различных типах образовательных учреждений.

2. Раскройте содержание, формы и методы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении

3. Назовите типы социальных учреждений для молодежи

4. Выделите основные направления деятельности социального педагога в системе социальных служб для молодежи.

5. Определите специфику деятельности социального педагога в учреждениях системы социальной защиты населения.

 

Литература

Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М., 2001.

Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе. М., 2003.

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001.

Олиференко Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства: Монограф. М., 1998.

Пашковская И.Н. Профессиональное самоопределение педагога в гуманистической перспективе. Монография. – СПб.: Изд-во: СПбГИСЭ, 2000.

Приложение к Приказу Комитета по образованию 507 от 04.11.95.
«Положение о социальном педагоге образовательного учреждния»

Социальные службы помощи детям и молодежи (Авт. сост. Б.Н. Алмазов, М.А. Галагузова и др.). Екатеринбург, 1993.

Штинова Г.Н. Социальная педагогика:учебник для вузов. М., 2009.