Социально-педагогическая работа с детьми группы риска

Необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие (Г.Н.Голоухова) :

- выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;

- непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятся практически все дети, поскольку они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому, только школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации.

Непосредственная деятельность с такими детьми включает целый блок мероприятий:

- учебных (вовлечение в учебную деятельность);

- воспитательных (от обычных типовых бесед и мероприятии до участия в общественно-полезной, прежде всего для ребенка, деятельности и вовлечение его в жизнь молодежных позитивно-настроенных организации);

- оказания социальной помощи и поддержки (помощь в трудоустройстве на некоторое время, разрешение личностных и семейных конфликтов, оказание материальной поддержки).

В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления:

- перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме;

- объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);

- воспитание нравственно-правовой убежденности;

- формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;

- развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;

- включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;

- организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);

- предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т.д.);

- обеспечение благоприятного социально-психологического климата;

Работа социального педагога с подростками должна основываться как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих). Особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков. Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, социальному педагогу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными (Г.Н.Голоухова).

Профессиональную помощь специалисту может оказать методика контактного взаимодействия Л.Б.Филонова. Контактное взаимодействие - это модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях. Контакт - доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, инструмент исследования, изучения и коррекции. Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.

Взаимодействие психолога с девиантным подростком раз­ворачивается в шести стадиях (см.Приложение 1):1. Расположение к общению.2. Поиск общего интереса.3. Выяснение предполагаемых положительных для обще­ния и демонстрируемыхкачеств.4. Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.5. Адаптивное поведение партнеров.6. Установление оптимальных отношений.На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия и решаютсяконкретные задачи. Методика контактного взаимодействия Л.Б.Филонова активно используется социальными педагогами в диагностических целях и для налаживания постоян­ных отношений с девиантными подростками (www.mybloginfo.ru)