Функции социально-педагогической работы с детьми

Социально-педагогическая работы с детьми многофункциональна и направлена в первую очередь на то, чтобы максимально оградить ребенка от отрицательных последствий стихийной социализации, окружить его заботой и вниманием вне зависимости от существующих сложностей, связанных с уровнем и этапом социально-экономического развития страны. Среди множества функций социально-педагогической работы с детьми назовем основные.

Образовательно-воспитательная функция предполагаетобеспечение целенаправленного педагогического влияния па поведе­ние и деятельность детей, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов - семьи, об­разовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума и т.п. Стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности общества, воспи­тательный потенциал микросреды, возможности самой личности ребенка как активного субъекта воспитательного процесса.

Диагностическая функция включает постановку социального диагноза посредством изучения личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей в семье, его социального окружения, выявления позитивных и негативных влияний существенных проблем.

Организаторская функция – это, прежде всего, организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров (общественных деятелей) в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ социально-педагогического взаимодействия названных групп в интересах достижения качества и эффективности всей социально-педагогической деятельности.

Прогностическая и экспертная функция реализуется посредством разработки программ, проектов, планов социально-педагогического развития микрорайона, учреждения, его структур, а также социально-педагогического проектирования личности ребенка и групп детей. При этом одновременно осуществляется экспертиза уже существующих и вновь создаваемых аналогичных документов и материалов.

Организационно-коммуникативная функция означает включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, в совместный с детьми труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредоточивание информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с детьми и семьями.

Охранно-защитная функция направлена на использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допустивших прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

Социально-компенсаторная функция осуществляется с целью разработки и реализация комплексных мер, способствующих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению и компенсации социальной ущербности ребенка вследствие конкретных личностных и семейных обстоятельств.