Профессиональная и нравственная культура социального педагога

По мнению Т.А.Васильковой, профессиональную культуру социального педагога составляют интеллектуальный, эмоционально-ценностный, практико-деятельностный компоненты.

Интеллектуальный (или общетрудовой) компонент включает минимум общетрудовых, правовых, экономических, экологических, эргономических знаний; овладение общей ориентировочной основой любой деятельности; усвоение приемов достижения цели, контроля и оценки результатов; освоение приемов рациональной организации познавательной и созидательной деятельности.

Эмоционально-ценностный компонент проявляется в социальной ответственности за результаты и последствия труда; социально-ценной мотивации труда и выборе средств достижения поставленной цели; коммуникативной культуре и готовности к сотрудничеству; отношении к работе (способности получать удовлетворение от удачно завершенного дела, преодоления трудностей, от возможности приносить пользу); в творческой активности, стремлении к самосовершенствованию, самореализации в труде.

Практико-деятельностный (или операциональный) компонент реализуется в самостоятельности, инициативе, предприимчивости; стремлении к освоению рациональных приемов труда, высокому качеству его результатов; самокритичности, овладении навыками самоконтроля, требовательности к себе, нетерпимости к проявлению безответственности, расточительности, небрежности; хозяйском отношении к средствам и продуктам труда; стремлении и умении поддерживать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе. Формирование нравственной культуры социального педагога осуществляется в учебном заведении в соответствии с существующими стандартами, а закрепление нравственных чувств возможно только в процессе деятельности, активизирующей восприятие и образное мышление на уровне подсознания.

По мнению Л.В.Мардахаева, социальные работники, как и социальные педагоги, обязаны следовать общим требованиям профессиональной и нравственной культуры социального педагога, составляющих основу высокой педагогической культуры специалиста социальной сферы. Применительно к специалисту социальной сферы высокий уровень развития социально-педагогической культуры характерен для специалиста, склонного к социально-педагогической деятельности, глубоко усвоившего опыт ее реализации в процессе социальной работы, общении с людьми, заинтересованного в педагогическом самосовершенствовании и активно, творчески реализующего этот опыт в повседневной профессиональной деятельности. Педагогический аспект придает его профессиональной деятельности особую привлекательность.

Средний (достаточный) уровень характерен для специалиста, предрасположенного к социально-педагогической деятельности, имеющего определенный опыт в ней, постоянно работающего над своим педагогическим самосовершенствованием и активно реализующего этот опыт в профессиональной деятельности. Педагогический аспект работы такого социального работника помогает ему в налаживании контакта с клиентом и отражается на достигаемых результатах.

Низкий уровень социально-педагогической культуры специалиста характерен для людей, которые не осознали важность педагогического аспекта в социальной работе, а в их работе далеко не всегда ощущается участие, желание действительно помочь клиенту.

Существуют и различные виды «деформированной» культуры специалиста. Их своеобразие может быть самым непредсказуемым и определяется в значительной степени результатами предшествующего воспитания и профессиональной подготовки. Формы проявления такой культуры также могут быть самыми разнообразными, включая грубость, неуважение к клиенту, отношение к нему, как к тому, кто загружает специалиста «не существенными» проблемами и пр.

Основные пути формирования социально-педагогической культуры специалиста социальной сферы (Л.В.Мардахаев):

1. Повышение общей культуры специалиста, которая определяет личность и помогает наиболее полному проявлению ее педагогической культуры.

2. Углубление и расширение личного педагогического опыта социального работника применительно к реализации его в условиях социальной сферы, что включает:

а) повышение теоретической подготовки специалиста в медицинской, психологической, педагогической и социальной области;

б) усвоение педагогических технологий, методов и методик, средств и приемов, необходимых специалисту для практического применения в социальной сфере;

в) развитие педагогической техники, позволяющей специалисту наиболее полно реализовать свои педагогические возможности в процессе социальной работы: овладение и совершенствование навыков самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения и культуры речи;

г) накопление опыта реализации своей педагогической подготовки в социальной сфере.

3. Создание условий для наиболее активного использования социально-педагогической подготовки в процессе социальной работы.

4.Проявление специалистом самостоятельности в реализации педагогических аспектов в процессе социальной работы.

5. Изучение и использование опыта ведущих специалистов социальной работы, активно реализующих на практике свою педагогическую подготовку.

6. Обеспечение целеустремленности и настойчивости самого социального работника в педагогическом и профессиональном самосовершенствовании.

Ведущая роль в овладении социально-педагогической культурой работника социальной сферы принадлежит ему самому, его системе работы над собой. Культура самообразования формируется у будущего социального работника в ходе его обучения, профессионального становления в условиях учебного заведения. Она получает дальнейшее развитие после выпуска в период его адаптации как молодого специалиста в должности, в процессе последующей его профессиональной деятельности.