Профессиональная компетентность социального педагога

Под профессиональной компетентностью понимается индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии и определяется как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции (А.К.Маркова).

Профессиональная компетентность социального педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности и характеризует его профессионализм, профессиональные знания и умения. Компетентность обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом. Компетентность социального педагога, во-первых, обеспечивает принадлежность к профессиональной группе, во-вторых, определяет возможность быстрого профессионального роста, в-третьих, побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний (М.А.Галагузова).

В характеристике личности и деятельности социального педагога выделяются четыре вида компетентности: специальная, социальная, личностная и индивидуальная (А.К.Маркова).

Специальная компетентность определяет владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне.

Социальная - владение приемами профессионального общения, владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством.

Личностная компетентность характеризуется приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности.

Индивидуальная компетентность определяет готовность к профессиональному росту, владение приемами развития индивидуальности в рамках профессии, умение рационально организовать свой труд.

Таким образом, профессиональной компетентностью социального педагога - это сочетание психических свойств, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно в социально-педагогической деятельности. Компетентный специалист готов самостоятельно принимать решения в области социально-педагогической деятельности, реализовать их, и нести ответственность за полученный результат.

А.К.Маркова понимает компоненты профессиональной компетентности социального педагога следующем образом.

Специальная компетентность:

- профессиональное сознание: осознание предмета социальной педагогики, ее средств и результатов социально-педагогической деятельности;

- умение выполнять различные функции социального педагога;

- профессиональные умения: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные, коммуникативные;

- профессиональные знания: медицинские, психолого-педагогические, социальные, специальные;

- умение пользоваться педагогическими методами;

- владение педагогическими техниками влияния;

- владение нормами социально-педагогической деятельности;

- владение основами информационной культуры.

Социальная компетентность:

- отнесение себя к педагогической профессиональной общности;

- владение этическим кодексом социального педагога;

- умение выстраивать оптимальное взаимодействие с клиентом;

- умение воздействовать на процессы изменения в межличностных отношениях;

- умение вызывать интерес к социально-педагогическим проблемам у других людей, организаций;

- ответственность за последствия своих действий;

- интерес к работе с людьми;

- овладение нормами профессионального общения;

- умение быстро ориентироваться в ситуации;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение найти выход в спорной, сложной ситуации;

- конкурентоспособность.

Личностная компетентность:

- потребность заниматься педагогической и социально-педагогической деятельностью;

- положительное отношение к самому себе;

- принятие себя;

- ожидание положительного отношения со стороны партнера;

- высокая адаптивность;

- малая степень внушаемости;

- наличие индивидуального стиля профессиональной деятельности;

- повышенная работоспособность в процессе общения;

- эмоциональная стабильность;

- отсутствие тревожности как черты личности;

- способность переносить психологические стрессы;

- коммуникативность;

- наблюдательность;

- эмпатия;

- рефлексия;

- оптимизм;

- внимание к объекту деятельности;

- умение планировать, регулировать и контролировать собственную профессиональную

деятельность;

- способность принимать решение в профессиональной деятельности.

Индивидуальная компетентность:

- знание профессиограммы социального педагога;

- принятие себя как профессионала;

- стремление к повышению качества профессиональной деятельности;

- способность к самомотивированию, самообразованию, самовоспитанию,

профессиональному саморазвитию;

- устойчивое целеполагание, помехоустойчивость, настойчивость в достижении цели;

преобладание положительных эмоций;

- профессиональная обучаемость;

- опора на имеющийся профессиональный опыт.

Профессионализация социального педагога - важнейший этап жизни, связанный с решением

проблем самоопределения и профессиональной адаптации, профессионально-личностным

вхождением в данную сферу деятельности.