Профессиональная компетентность социального педагога
Под профессиональной компетентностью понимается индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии и определяется как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции (А.К.Маркова).
Профессиональная компетентность социального педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности и характеризует его профессионализм, профессиональные знания и умения. Компетентность обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом. Компетентность социального педагога, во-первых, обеспечивает принадлежность к профессиональной группе, во-вторых, определяет возможность быстрого профессионального роста, в-третьих, побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний (М.А.Галагузова).
В характеристике личности и деятельности социального педагога выделяются четыре вида компетентности: специальная, социальная, личностная и индивидуальная (А.К.Маркова).
Специальная компетентность определяет владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне.
Социальная - владение приемами профессионального общения, владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством.
Личностная компетентность характеризуется приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности.
Индивидуальная компетентность определяет готовность к профессиональному росту, владение приемами развития индивидуальности в рамках профессии, умение рационально организовать свой труд.
Таким образом, профессиональной компетентностью социального педагога - это сочетание психических свойств, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно в социально-педагогической деятельности. Компетентный специалист готов самостоятельно принимать решения в области социально-педагогической деятельности, реализовать их, и нести ответственность за полученный результат.
А.К.Маркова понимает компоненты профессиональной компетентности социального педагога следующем образом.
Специальная компетентность:
- профессиональное сознание: осознание предмета социальной педагогики, ее средств и результатов социально-педагогической деятельности;
- умение выполнять различные функции социального педагога;
- профессиональные умения: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные, коммуникативные;
- профессиональные знания: медицинские, психолого-педагогические, социальные, специальные;
- умение пользоваться педагогическими методами;
- владение педагогическими техниками влияния;
- владение нормами социально-педагогической деятельности;
- владение основами информационной культуры.
Социальная компетентность:
- отнесение себя к педагогической профессиональной общности;
- владение этическим кодексом социального педагога;
- умение выстраивать оптимальное взаимодействие с клиентом;
- умение воздействовать на процессы изменения в межличностных отношениях;
- умение вызывать интерес к социально-педагогическим проблемам у других людей, организаций;
- ответственность за последствия своих действий;
- интерес к работе с людьми;
- овладение нормами профессионального общения;
- умение быстро ориентироваться в ситуации;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение найти выход в спорной, сложной ситуации;
- конкурентоспособность.
Личностная компетентность:
- потребность заниматься педагогической и социально-педагогической деятельностью;
- положительное отношение к самому себе;
- принятие себя;
- ожидание положительного отношения со стороны партнера;
- высокая адаптивность;
- малая степень внушаемости;
- наличие индивидуального стиля профессиональной деятельности;
- повышенная работоспособность в процессе общения;
- эмоциональная стабильность;
- отсутствие тревожности как черты личности;
- способность переносить психологические стрессы;
- коммуникативность;
- наблюдательность;
- эмпатия;
- рефлексия;
- оптимизм;
- внимание к объекту деятельности;
- умение планировать, регулировать и контролировать собственную профессиональную
деятельность;
- способность принимать решение в профессиональной деятельности.
Индивидуальная компетентность:
- знание профессиограммы социального педагога;
- принятие себя как профессионала;
- стремление к повышению качества профессиональной деятельности;
- способность к самомотивированию, самообразованию, самовоспитанию,
профессиональному саморазвитию;
- устойчивое целеполагание, помехоустойчивость, настойчивость в достижении цели;
преобладание положительных эмоций;
- профессиональная обучаемость;
- опора на имеющийся профессиональный опыт.
Профессионализация социального педагога - важнейший этап жизни, связанный с решением
проблем самоопределения и профессиональной адаптации, профессионально-личностным
вхождением в данную сферу деятельности.