Тема 5. Профессионализм социального педагога

Сущность и содержание социально-педагогической деятельности

Социально-педагогическая деятельность как разновидность деятельности педагогической имеет с ней как общие черты, так и отличительные особенности. Большинство исследователей к общим чертам относят совпадение основной функции, которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельности выполняют в обществе - социокультурное воспроизводство и развитие человека.

Вместе с тем, М.А.Галагузова отмечает, что если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая в ряде случаев ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема. Профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в учреждении системы образования, тогда как социально-педагогическая деятельность имеет намного более широкую сферу применимости.

Раскрывая специфику педагогической деятельности, некоторые ученые подчеркивают ее когнитивный характер. Так, С.Г. Вершловский и Л.Н. Лесохина включают в состав педагогической деятельности прежде всего элементы деятельности мыслительной. В предложенной ими структуре они выделяют:

- педагогическое предвидение, прогнозирование, связанные с педагогической интерпретацией социальных явлений, своеобразным переводом общественных целей и задач на педагогический язык;

- методическое осмысление, инструментовку учебно-воспитательных действий;

- осмысление процесса организации различных информационных и воспитательных влияний;

- необходимость анализа достигнутых результатов, соотнесение их с выдвигаемыми целями и задачами.

Л.Н.Лесохина подчеркивает, что только «социально-педагогическая деятельность выполняет и обществе функции опеки, шефства, наставничества, сотрудничества и по мере развития в обществе благотворительности, акций милосердия и других общественных и самодеятельных движений роль социально-педагогического способа защиты личности будет расти».

В общем и целом социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации. Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

Косновным принципамсоциально-педагогической деятельности относят: индивидуальный подход; опору на положительные стороны личности подопечного; объективность подхода к подопечному; конфиденциальность (Н.И.Никитина, М.Ф. Глухова).

В широком смысле цель социально-педагогической деятельности - ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога – это оказание подопечному социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

Задачи социально-педагогической деятельностиопределяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Среди задач социально-педагогической деятельности можно выделить следующие:

- создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;

- формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентаций, установок в жизненном самоопределении подопечного;

- предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;

- создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;

- реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного (Н.И.Никитина, М.Ф. Глухова).

Основные функции социально-педагогической деятельности:

1.Наставничество- ведущая характеристика воспита­тельной деятельности - свойственно тем социальным работникам, которые ориентированы на пробуждение к деятельности и самовоспитанию. Если в условиях опеки и шефства тяжесть основной ответственности лежит на социальном педагоге (он как бы несет на себе всю тяжесть существования своих воспитанников), по возможности стимулируя их собственную активность - (наставляя), то наставничество, включая элементы опеки и шефства и сохраняя их на всем протяжении работы, все же центр тяжести переносит на самого человека, его инициативу и активность, постоянно побуждая к самодеятельности. Наставничество как вид социально-педагогической деятельности наиболее полно проявляется у тех, кто обучает про­фессии, «тренирует» на выполнение той или иной деятельности, воспитывает (мастер, воспитатель общежития, воспитатель по месту жительства).

2.Учительство(сотрудничество) - это обучение в ходе совместной деятельности. Близкое по смыслу к наставничеству и включающее элементы опеки и шефства, учительство выводит социально-педагогическую деятельность на уровень равноправных отношений, заложенных в специфике познавательной деятельности. «Учительство» в таком понимании охватывает многообразные явления совместной человеческой деятельности, в которой признается приоритет опыта, способностей, знания и способности их передать за одним (одними), приоритет обучаемости, признание авторитета «учителя», умение извлекать из уроков его опыта собственную идею у другого (других).

Учительство - наиболее совершенная форма социально-педагогической деятельности еще и в силу значительной «наработки» на эту профессию всей истории человечества.

3. Попечительство— также вид социально-педагогичес­кой общественной деятельности, в ходе которой лицо или учреждения осуществляют моральную и материальную поддержку того или иного социально-педагогического ин­ститута. Попечитель поддерживает и «подпитывает» сред­ствами разнообразные формы социально-педагогической деятельности: институты опеки, учредительскую деятель­ность, организацию соответствующих общественных ин­ститутов (в том числе и «закрытых», типа «женских» курсов, курсов домашнего хозяйства и т.д. (Л.Н.Лесохина, И.Н.Пашковская).

Указанные функции - это общая база профессии социального педагога, ее основа, ее сущность. Дальше - ответвления, дифференциация профессиональных функций, поиски специфики деятельности в той или иной ситуации, применительно к той или иной категории населения.