Влияние образования на развитие личности
В современной общественной жизни образование (его уровень, характер, качество знаний) играет немаловажную роль в становлении личности. На разных стадиях развития биографии человека образование выступает в роли «стимулятора» человеческой активности, гаранта поступка (в разных сферах деятельности), стабилизатором социальной роли (статуса), условия социальной мобильности (И.Н.Пашковская).
Образование в широком смысле слова включает в себя обучение и воспитание, оно не только «образовывает» человека, но и формирует его психику, дает ценностный критерий, определенный угол зрения на себя, на природу, на мир, т.е. вырабатывает определенную точку зрения, мнение, мировоззрение. Поэтому задача образования - приближение человека к культурным ценностям (науки, искусства, нравственности, права, хозяйства). Цели образования, по определению выдающегося ученого, философа и педагога С.И.Гессена, - культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен учащийся. Осознавая кризисность состояния культуры, общества в целом в начале ХХ века, он видит выход из него в обращении к общечеловеческим ценностям, ставшим основой его «педагогики культуры». Приобщение личности к высшим культурным ценностям через образование - вот тот путь, который поможет преодолеть кризис «критической эпохи». Развитие свободы в личности возможно через нравственное образование, задачи которого - отмена природного принуждения, «чеканка» темперамента в личность, воспитание внутренней силы свободы, что возможно «только через поставление личности сверхличных целей, в творческом устремлении, к которым растет ее устойчивая сила». Эти цели и задачи образования остаются актуальными по сей день.
Вместе с тем, образование в жизнедеятельности современных общностей воспитуемых может быть успешным при учете уровня информированности субъектов, познания в различных областях знания; их познавательных и иных интересов; наличия у них установки на познание и ее конкретной ориентации на те или иные отрасли знания; ожиданий, имеющихся у них относительно познания в той или иной воспитательной организации.
Наиболее эффективно задачи воспитания личности решаются в образовательных организациях. При этом образовательные организации по отношению к личности должны выполнять следующие функции:
Социальной адаптации,способствуя соответствию личности ролевым функциям. На каждом этапе жизни перед личностью встают новые задачи, и требуется их осмысление с помощью образования. Дети, приходящие в школу, получают образование, повышают уровень культуры, осваивают определенный образ жизни.
Социальной реабилитации личности,испытывающей на себе влияние отрицательных жизненных воздействий. Смятение с максимальным выравниванием социальной травмированности.
Функцию социально-психологической поддержки.Образование определяет и организует индивидуальный опыт человека, помогает предвосхитить важные жизненные перемены, предотвратить жизненные драмы.
Формирование перспектив развития личности. Речь идет о формировании потребности в образовании как жизненно важной духовной, практической ценности.
Ожидая от образования максимально глубокого влияния на личность, необходимо учитывать и формировать позитивное отношение к нему. Ценностные аспекты образования раскрываются в той мере, в какой личность вовлечена в процесс учения и насколько значимыми представляются встающие в процессе этой деятельности задачи. Влияние образования на самосознание и саморегуляцию деятельности опосредуется субъективной позицией личности, ее ориентацией на образование как духовную и жизненную ценность, тем личностным смыслом, который индивид придает объективному значению образования (И.Н.Пашковская).
Таким образом, возникает ценностное образование как особый вид человеческого знания. Нельзя заранее предугадать, какие именно знания, переосмысление каких именно ценностных представлений, опора на какие именно фрагменты общечеловеческого опыта окажутся спасительными для личности в той или иной ситуации (нормы, риска, конфликта). Доступность, сиюминутность ценностных знаний - необходимое условие ценностного образования. Но ценностные знания впрок необходимы, как почва для самоориентации, формирования собственных ценностей, как социальная самотерапия. Ценностное образование в информативном варианте может быть реализовано через нравственное просвещение, в основе которого лекционная подача материала, рассказ, собеседование и т.д.
Образование - органическая часть опыта, поскольку образование и деятельность неотделимы друг от друга. То, что делает человек и что он знает о себе,- это начало начал его самоопределения. Если опыт узок (делает и знает мало, или делает нечто ограниченное и знает еще меньше), то из всего обилия информации он выберет только то, что ложится на опыт, отметёт то, что чуждо опыту и не станет искать особых объяснений: информация соответствует установкам, опыту, мироощущению.
Условия успешного самоопределения (становления) личности в процессе образовательной деятельности:
во-первых, демократизацию общества, высвобождение информации из-под давления цензуры как одно из важнейших завоеваний посттоталитарного периода;
во-вторых, расширение «самостийности» человеческой деятельности, больший выбор сфер деятельности, занятий, требующих личной инициативы, энергии, риска;
в-третьих, изменение функций социальных институтов в посттоталитарном обществе, в том числе и институтов образования; изменение самого образования; изменение социально-воспитательной ситуации.
в-четвертых, формирование гражданского общества, предполагающего самоопределение личности как ведущую тенденцию данного общества (Л.Н.Лесохина).
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскройте понятие «личность» в социальной педагогике.
2. В чем проявляется личность как социокультурная реальность
3. Охарактеризуйте социально значимые качества личности.
4. Назовите возрастные особенности личности подростка и юноши.
5. Следует ли учитывать возрастные особенности личности в социально-педагогической деятельности?
6. Каким образом происходит развитие личности в процессе воспитания?
7. Раскройте основные факторы, воздействующие на развитие личности?
8. Представьте современное понимание влияния образования на развитие личности.
Литература
Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. М., 1991.
Буева Л.П. Социальная детерминация и активность личности. М., 1979.
Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие/ Т.А.Василькова, Ю.В.Василькова.
- М., 2010.
Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995
Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 1999.
Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2-х т. - М., 1982.
Концепция социализация ребенка в работе детских организаций /
М.И.Рожков [и др.]. М., 1991.
Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990.
Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск, 1991.
Леонтьев А.А. Психология. – 3-е изд. – М.,1999.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005.
Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей, - СПб., 2001.
Макаренко А.С. О моем опыте // пед. соч. в 8 т. Т. Воспитание в семье и школе. М., 1984.
Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педвузов /под ред. В.А.
Сластенина. М., 2003.
Сорокин П. А Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992 С 43.
Пашковская И.Н. Профессиональное самоопределение педагога в гуманистической перспективе. Монография. - СПб.: Изд-во: СПбГИСЭ, 2000.
Петровский А. В. Личность.Деятельность.Коллектив. М., 1982.
Права ребенка: Основные международные документы. М., 1992.
Положение детей в России. 1992. М., 1993.
Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1999.
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1998.