Методы, средства, формы и технологии социального воспитания

Воспитательный процесс - это профессионально организованный целостный образовательно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами его освоения (М.М.Рожков).

Для того чтобы воспитательный процесс дал ожидаемый устойчивый результат, необходимо взаимодействие таких его компонентов, как соответствие потребностям развивающейся личности и образовательным стандартам; правильный выбор цели, задач, методов, средств и форм организации социального воспитания.

Содержание, формы и методы социального воспитания зависят от возрастных особенностей человека.

Метод воспитания (от греческого «методос» - путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Методы социального воспитания - это способы накопления развивающейся личностью позитивного социального опыта, содействующие ее самосовершенствованию, самовоспитанию и самоорганизации (А.С.Воронин)

В социальном воспитании до настоящего времени не выработано собственных специфических методов, а потому в основном это наиболее продуктивные методы, применяемые в педагогике, психологии и социальной работе, которые оказывают целенаправленное влияние на сознание, поведение, чувства развивающейся личности, воздействуя на окружающую ее социальную среду.

В современной педагогической науке наиболее распространенной является классификация Ю.К.Бабанского, где все методы воспитания делятся на три группы:

1) методы формирования сознания (пример, беседа, диспут, рассказ, лекция и другие);

2) методы организации деятельности (педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно полезной деятельности, метод использования творческой игры и другие);

3) методы стимулирования деятельности (поощрение, наказание и «взрыв»).

Если методы первой и второй групп не вызывают особых трудностей в понимании и применении, то методы стимулирования деятельности обладают сложностью и неоднозначностью использования, и это предопределяет необходимость соблюдения ряда требований и условий.

Эффективность использования метода поощрений зависит от соблюдения социальным педагогом следующих требований:

- поощрять надо лишь за действительные успехи;

- не следует поощрять одного и того же человека очень часто;

- необходимо добиваться одобрения и поддержки поощрений коллективом;

- при выборе приемов поощрения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых(Е.В.Беликова, О.И.Битаева, Л.В.Елисеева).

Видами поощрений могут быть: доверие, премирование, благодарность, награда, поручение почетных обязанностей и др.

Наказание выступает как форма предъявления определенных требований к коллективу или личности, исправления воспитанников и предупреждения недостойных поступков. Воспитательное значение наказаний состоит в том, что они помогают человеку осознать недостатки, преодолеть, искоренить вредные навыки и привычки (М.Д.Шаргородский).

Правильное целесообразное применение наказания является очень важным. Грамотный социальный педагог при помощи системы наказаний может многого добиться, но неумелое, бестолковое, механическое применение наказаний приносит вред работе.

В воспитательной работе может применяться и такая форма наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны педагога или коллектива. В целом эффективное применение наказаний требует от социального педагога такта и определенного мастерства.

Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной поступок. В тех случаях, когда воспитанник нарушает правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Педагог поступит неправильно, если будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению ребят, нарушающих общественный порядок и дисциплину.

Метод «взрыва» (А.С.Макаренко) - это такой подход к перевоспитанию, когда педагогу уже не удается идти постепенно, медленно накапливая положительные изменения. «Взрыв» - это способ резкой мерой разрушить, «взорвать» ту ложную позицию, которая сложилась у воспитанника. Такая мера осуществляется не только наказанием, она не обязательно связана с отрицательными переживаниями, наоборот, чаще всего эта мера имеет положительное содержание. Ее отличительные черты – неожиданность для ребенка и высокий эмоциональный заряд. Применение этого метода не решает всего дела перевоспитания, но только расчищает дорогу для дальнейшей педагогической работы. Разрушение прежней позиции происходит быстрее, чем построение новой. Пользоваться этим методом следует с большой осторожностью и будучи уверенным, что другой путь невозможен.

Методы воспитания в социальной педагогике проявляются (Л.В.Мардахаев):

- через непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (пример, авторитет, просьба, совет, поощрение, внимание, огорчение, укрепление веры в собственные силы личности, доверие, убеждение, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие или недоверие, возмущение, предупреждение, осуждение, нравоучение, требование, приказ, угроза, наказание, взрыв и др.);

- создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

- общественное мнение значимой для воспитанника референтной группы, коллектива, авторитетного для него человека (отца, учителя, общественного или государственного деятеля и т.п), средства массовой информации;

- совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

- процессы обучения, самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи в процессе дружеского и профессионального общения;

- погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, художественной литературы.

Эффективность использования методов социального воспитания в целом зависит, во-первых, от компетентности социального педагога и его предпочтений, во-вторых, от его личности, способности и желания оказывать влияние, содействие и помощь ребенку, его семье.

Средства социального воспитания - это относительно независимые источники формирования и развития личностной сферы человека, обеспечивающие реализацию педагогического приема в рамках конкретного метода воспитания. К ним относят различные предметы (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь) и др. (А.С.Воронин).

Определяющими средствами воспитания, более всего оказывающими влияние на развитие ребенка, являются различные виды деятельности: игра, труд, спорт, творчество, общение. Выделяется ведущий тип деятельности в каждом конкретном возрасте воспитанника: игровая деятельность в дошкольном возрасте, учебная - в младшем школьном, личностное общение - в подростковом, учебно-профессиональная - в старшем школьном возрасте. Переход к информационному обществу предполагает более широкое использование технических средств и новых воспитательных технологий (видео, телевидение, компьютерных программ т.п.) Однако ничто не заменит такие важные средства социального воспитания, как живое слово, пример его яркой личности, уровень культуры педагога.

Форма социального воспитания - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми (А.С.Воронин).

Формавоспитания как способ организации и осуществления предмета, процесса или явления представляет внешние варианты организации конкретной воспитательной деятельности. Например, объяснение недопустимости телесных наказаний может проводиться в форме беседы или диспута, консультации по правовым последствиям подобных мер наказания, а также в форме показа художественного или документального фильма на эту тему.

Непосредственно формы воспитательной работы делятся на мероприятия, дела, игры

Мероприятия- это занятия, события, ситуации, организованные педагогами в соответствии с целью и задачами воспитательной деятельности.

Дела - общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива. Игры - это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.

По времени проведения формы социального воспитания делятся на кратковременные, продолжительные, традиционные, по способу влияния педагога - непосредственные, опосредованные, по видам деятельности различаются - на учебные, трудовые, спортивные и художественной деятельности.

Раскрывая суть и содержание технологий социального воспитания, следует признать, что само понятие “социальные технологии” трактуется учеными неоднозначно. Одни исследователи в основу определения положили принцип деятельного целеполагания, по мнению других важнейшим проявлением технологичности является процесс направленного воздействия на социальный объект. Среди трактовок этого понятия, данных в толковом словаре “Социальные технологии” (1995), особо следует выделить определение В.Н. Иванова, который понимает сущность социальных технологий как систему методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития, социальными нормативами. Как отмечал ученый, социальные технологии - это совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата (укрепление социальной организации, улучшение условий жизни людей, предотвращение конфликта и т. п.).

Технологии социального воспитания представляют собой оптимальную интеграцию различных педагогических, медико-социальных, правовых, экономических и др. методов, работающих на ведущую цель (М.М.Плоткин). Так, например, те же игровые технологии в своем содержательном «рисунке» позволяют максимально использовать педагогические возможности и тем самым решать многообразные проблемы жизни и деятельности ребенка - не только формировать его социально-нравственный опыт, но и конкретизировать цель деятельности - зачем предпринимается, какие конечные результаты должны быть получены; содержание деятельности - ее основные параметры; значимость деятельности — мотивы, значение деятельности для развития личности; организацию деятельности; технологию деятельности, ее интенсивность, коммуникативность.