Система факторов социального воспитания

С латинского «фактор» переводится буквально как сила, посредник и понимается лингвистами как движущая сила или причина. Социальное воспитание - процесс многофакторный, подверженный влиянию природной среды, общественных ценностей, семьи, образовательной системы и молодежных организаций, повседневной и профессиональной деятельности, искусства и средств массовой информации (Н. В. Бордовская, А.А.Реан).

Факторы, влияющие на социальное воспитание, следует понимать как обстоятельства, условия, природные и социальные факты, влияющие на эффективность системы воспитания в целом и побуждающие человека к активной деятельности. Влияние современных факторов воспитания наиболее действенно в области духовной и психической составляющей личности человека, а структура духовности личности наиболее уязвима к культурно-информационному воздействию.

Факторы, влияющие на эффективность системы воспитания, условно можно классифицировать на:

- объективные и субъективные;

- внешние и внутренние;

- управляемые и неуправляемые и отнести их к мега-, макро-, мезо- и микроуровням (Ю.К. Бабанский).

На основе такого подхода определена совокупность факторов, влияющих на систему воспитания личности (А.Д.Лопуха).

На мегауровне на систему воспитания влияют объективные,внешние, неуправляемые факторы. К ним относятся цикличность развития природы и общества, смена дня и ночи, годовой погодный цикл, связанный с ним цикл растений, активности животных, функционирование психики людей в дневном или ночном режиме, периоды наибольшей и наименьшей активности человека, влияние солнечной активности и лунных циклов. Характер воздействия данных факторов предполагает адаптацию к ним человеческого общества, его систем и человека в системе существующих координат. Попытки человека управлять данными факторами (орошение пустынь, осушение болот, влияние на климат и т.п.) нередко приводят в последующем к экологическим катастрофам.

На макроуровне группы государств, государство, его институты порождают следующие факторы, влияющие на эффективность системы воспитания:

- внутренние (состояние экономики, развитость гражданского общества и его институтов, политический режим, социальная политика, наличие природных ресурсов, качество людского материала и др.);

- внешние (наличие вызванных деятельностью человека глобальных проблем, экономическое, политическое и информационно-идеологическое противоборство государств и блоков государств и др.).

В рамках этих групп факторов одни из них являются объективными (наличие природных ресурсов, качество населения, потепление климата, засоление почв, особенности страны и исторической эпохи и т.п.), другие - субъективными (политический режим, социальная политика, информационная война и др.). Одни из перечисленных факторов управляемые (социальная политика, информационная война, гражданское общество, политический режим), другие неуправляемые (наличие природных ресурсов и др.).

К мезофакторам относятся факторы, возникающие на уровне этнических, социально-групповых и обслуживающих общество в целом этносы и крупные социальные группы систем. В качестве внешних факторов в системах данного уровня выступают доступ указанных систем к различным ресурсам (политическим, экономическим, информационным и т.п.), статус в государстве субкультуры общности данного уровня и т.д. Внутренними факторами являются расовые признаки, менталитет, этнические и социальные особенности и предрасположенности, стереотипы социального действия, этнические и социальные ценности, уровень этнической и социальной организации, состояние воспитания и другие. Одни из них являются объективными (доступ к ресурсам, наличие конкретной субкультуры, менталитет, расовые и этнические особенности и некоторые другие факторы), другие - субъективными. К последним относятся этнические и социальные ценности, уровень этнической и социальной организации, статус субкультуры в общегосударственной иерархии, воспитание, соответствие внутренней организации вызовам среды, выполняемым функциям и т.д. Часть из факторов - управляемые (доступ к ресурсам, этнические и социальные ценности, воспитание, уровень этнической и социальной организации, статус субкультуры в общегосударственной иерархии, соответствие организации вызовам среды и т.д.), другие - неуправляемые. К неуправляемым факторам относятся расовые и этнические особенности, субкультура, стереотипы этнического поведения и другие.

Микрофакторы можно классифицировать по тем же основаниям, что макро- и мезофакторы. Часть из них являются внешними факторами: социальная функция, социальный заказ общества на воспитание личности, ресурсы системы данного уровня, система отношений с социумом, конкретный ландшафт и другие. Другие - внутренними: социальная, этническая; культурная и профессиональная принадлежность объекта макросреды; его социальный статус; ценностные ориентации и социально-групповые интересы, система воспитания и т.д. Одни из факторов микроуровня являются объективными: социальная функция объекта; ресурсы микросистемы; конкретный ландшафт; характер поселенческой общины; этнический состав; профессиональная ориентация; социальная и культурная принадлежность и т.п. К субъективным факторам микроуровня можно отнести: систему отношений микросистемы с социумом; социальный статус; ценностные ориентации и социально-групповые интересы; систему воспитания членов микросистемы; общественное мнение и настроения.