Сущность социализации

Тема 2. Социализация как социально-педагогическое явление

Петрынин А.Г., Григорова В.К. Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективной творческой деятельности: Учебное пособие. Издание третье, дополненное и переработанное.М., 2004.

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. Автор: гл. ред. В. В. Давыдов. М.,1999.

Семёнов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М., 1968.

Социальная педагогика : курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. М., 2000.

Филонов Г.Н. Социальная педагогика: Управляемый потенциал и прикладные функции. М., 1995.

 

Термин «социализация» не имеет однозначного толкования среди различных представителей учений о развитии человеке и общества. Как отмечает А.В.Мудрик, в науку термин «социализация», пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» - земли, средств производства и т.п. Применительно к человеку этот термин впервые нашел отражение в работе американского социолога Ф.Гиддингса «Теория социализации» (1887). «Социализация» в этом произведении применяется в значении весьма близком к современному пониманию: «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

К середине XX века социализация начинает восприниматься как самостоятельная междисциплинарная область исследований, а проблемы социализации или её отдельные аспекты активно начали изучаться философами, социологами, этнографами, психологами, педагогами, а также представителями других наук.

До 60-х годов XX века, говоря о социализации, ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным предмет интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и старость.

Сущность социализации как явления всесторонне раскрыта в трудах Ч.Кули, А.Маслоу, Т.Парсонса, Н.Смелзера, Г.Олпорт, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и других известных зарубежных и отечественных ученых.

Так, американский социолог Т.Парсонс термином «социализация» обозначал процесс, который проходит каждый человек на протяжении всей жизни, и который заключается в приобретении знаний об обществе и самом себе, в развитии навыков и умений, которые позволяют ему жить в социуме, осваивать внешние структуры, в результате чего они становятся его внутренними регуляторами. Социализация по Т.Парсонсу - это совокупность процессов, превращающих индивидов в членов социальной общности, позволяющих им достичь определенного социального статуса. Т.Парсонс в психологических аспектах социализации личности отдавал приоритет процессу интериоризации (формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности), в ущерб экстериоризации (переход действия из внутреннего во внешний план). Тем самым личности предписывались общая пассивность и запрограммированность поведения на различных этапах ее развития - статус объекта.

Между тем другие исследователи утверждали, что в процессе социализации индивиды, адаптируясь к среде, одновременно преобразуют окружающий мир и себя. Замечено, что во взаимодействии с окружающей средой индивид становится членом общества, усваивает его нормы и ценности, овладевает социальными ролями. При этом старшее поколение передает младшему свои знания, формирует умения, необходимые для самостоятельной жизни, что обеспечивает преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль. Взаимодействие с другими людьми позволяет индивиду сформировать собственные убеждения, моральные стандарты, привычки, т.е. приобрести индивидуальность и стать членом общества (А.В.Мудрик).

Таким образом, социализация реализует две функции: передачу культуры от одного поколения другому и развитие собственного «Я» индивида. Этот процесс в определенной степени регулируется обществом и государством. Относительно подконтрольная часть процесса социализации включает целенаправленно организованную образовательную и воспитательную деятельность (социальное воспитание) по формированию определенного типа человека, соответствующего требованиям данного общества и государства.При этом каждый человек проходит через самоопределение, самореализацию и самоутверждение, что невозможно без социального воспитания.

Сущность социализации в современной науке рассматривается как комбинация процессов приспособления и обособления человека в конкретных социальных условиях.

Приспособление (социальная адаптация) позволяет индивиду стать подобным остальным членам общества («быть со всеми»). Приспособление - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж.Пиаже, Р.Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Различают три связанных вида адаптации: физическую, психологическую и социально-психологическую. Физическая адаптацияпозволяет человеческому организму перестраивать свои функции в соответствии с условиями среды. Психологическая адаптацияпозволяет избежать состояния напряженности, стресса. Социально-психологическая адаптацияв основном определяет адаптацию к общению, зависящую от новых условий существования и коммуникативных свойств личности, обеспечивая личности комфортность в социальной среде.

Социальная адаптация предусматривает активную личную позицию, осознание социального статуса, а также связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности. Адаптируясь, человек приспосабливается к новым условиям существования, а социализируясь, становится личностью. Социализация невозможна без адаптации, так как зависит от ее качества и результатов.

Обособление (индивидуализация) человека в социальной среде позволяет ему иметь собственное мнение («оставаться самим собой»).

Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление - это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Процессы приспособления (адаптации) и обособления, несмотря на их явную противоположность, тесно взаимосвязаны. В тоже время в самом процессе социализации заложен внутренний конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Социализация человека происходит в постоянном поиске баланса между этими процессами, приемлемого для конкретного индивида, что и определяет эффективность социализации. В результате человек становится уникальной личностью со своим опытом социализации, своими взглядами и принципами (Р.Мертон).

Между тем, существуют и иные точки зрения на процесс социализации.

Гуманистический подход к социализации (А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс и др.) выделяет в ней процесс индивидуализации личности в условиях преодоления негативного влияния среды, мешающего саморазвитию и саморегуляции.

Распространен взгляд на социализацию как воздействие человеком на окружающую среду, в процессе которого он изменяет свою собственную природу (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Таким образом, социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (А.Н.Коноплев, Т.Л.Лещинская).