Социальная педагогика как сфера практической деятельности

Предметом социальной педагогики как области практической деятельности выступает взаимодействие человека и социума. Целью практической социально-педагогической деятельности является гармонизация взаимодействия (отношений) личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития социальной активности этого человека.

Социальная педагогика как область практической деятельности направлена на человека в ситуации его взаимодействия с тем или иным социумом. При этом люди, включенные в социальное взаимодействие, могут быть условно сгруппированы в три большие группы, представляющие неравномерные части населения страны: социально-перспективная, социально-стабильная и социально-проблемная части.

Такое группирование снимает с социально-педагогической деятельности ориентацию лишь на немедленное реагирование на проблемы лиц, попавших в кризисные ситуации (инвалидов, наркоманов, беженцев и др.). Решением ситуативных проблем конкретного человека, относящегося к данным категориям социально-проблемной части населения, призваны заниматься профессиональные социальные работники, имеющие специализированную подготовку в конкретной области проблематики (И.А.Липский).

По мнению многих исследователей, социальная педагогика как отрасль практической деятельности реализует интегративно-образовательную, адаптивно-корреляционную, экспрессивно-мобилизующую, контрольно-санкционирующую, реабилитационно-разгрузочную, защитно-профилактическуюфункции(Г.Н.Филонов).

В связи с этими задачи социальной педагогики как области практической деятельности определяются ее функциями, объектно-предметной областью и целевой ориентацией. К ним относятся: адаптация, реабилитация, мобилизация, компенсация, профилактика, коррекция, стабилизация, контроль, пропаганда, просвещение и др. При этом специфика социальной педагогики (и ее отличие от социальной работы) заключается в том, что в любом из процессов решения той или иной ее задачи реализуется их социально-педагогическое содержание

Обобщая опыта практической работы и знания, полученные из литературных источников, И.А.Липский выявил и обосновал три основных стратегии и, соответственно им, роли социальной педагогики как практической деятельности, обеспечивающих достижение ее целей и решение задач на основе своих принципов:

первая стратегия - включение человека в социум (его социализация, социальное воспитание, социальное формирование, социальное развитие);

вторая стратегия - “педагогизация” социума (рациональное использование его педагогического потенциала, повышение эффективности его использования в том или ином типе или виде социума);

третья стратегия - управление взаимодействием человека и социума на принципах оптимизации в соответствии с целью социально-педагогической деятельности.

Признание этих стратегий реализации социально-педагогической деятельности в качестве основных позволяет определить роли социальной педагогики как области практической деятельности. Так, в соответствии с первой стратегией - социально-педагогической деятельность по включению человека в социум - социальная педагогика выступает в роли педагогики социального развития личности. В соответствии со второй стратегией - социально-педагогическая деятельность по преобразованию социума - социальная педагогика выступает в роли педагогики социальной среды. В соответствии с третьей стратегией - социально-педагогическая деятельность по оптимизации взаимодействия человека и социума - социальная педагогика выступает в роли педагогики социальной работы (В.Г. Бочарова).

Таким образом, социальная педагогика представляет собой сложное полифункциональное явление в жизни и деятельности человеческого сообщества. Как практика она отражает научно-преобразовательную деятельность субъектов (субъект-субъектов и субъект-объектов) в социуме и представляет собой педагогику социальной работы, ее педагогический компонент. Как наука она является частью общей педагогической науки, изучающей научно-познавательную деятельность субъектов в социальной среде. Как образовательный комплекс она отражает научно-образовательную деятельность социальных педагогов в различных учреждениях образовательного типа на различных уровнях (допрофессиональном, профессиональном и постпрофессиональном) и в совокупности своих компонентов она представляет собой педагогику социума, педагогику социальной среды и отражает потребности в интеграции знаний о человеке, о механизмах и способах его взаимодействия с ней (Л.В.Мардахаев, И.А.Липский).

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каковы предпосылки возникновения социальной педагогики?

2. В чём противоречивость понимания предмета социальной педагогики?

3. Перечислите задачи социальной педагогики.

4. Назовите функции социальной педагогики

5. Раскройте принципа социальной педагогики.

6. Укажите структурные составляющие социальной педагогики.

7. Охарактеризуйте основы методологии основу социальной педагогики.

8. Раскройте социальную педагогику как сферу практической деятельности

 

Литература

Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. - М., 2005.

Бордовская И.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для ВУЗов. - СПб, 2004.

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 1995.

Василькова Ю.В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании. М., 1989.

Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие/ Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. - М., 2010.

Галагузова М.А. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М., 2001.

Краевский В.В. Методология научного исследования. СПб., 2001.

Коменский Я.А. Пакортосия // Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1981. -Т. 2.

Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей. СПб.,1998.

Липский И.А. Социально-педагогическая ситуация: сущность, структура, управление // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. - М., 2004.

Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М., 2005.

Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педвузов /под ред. В.А.

Сластенина. М., 2003.

Наторп П. Избранные труды. М., 2007.

Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики. М., 1996.

Пашковская И.Н. Профессиональное самоопределение педагога в гуманистической перспективе. Монография. - СПб.: Изд-во: МПбГИСЭ, 2000.