Принципы социальной педагогики

Слово «принцип» (от лат. principium) означает первоначало, основу, определяющую данное явление. Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления или результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов (Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1997).

Принципы социальной педагогики имеют объективный характер: их особенность заключается в том, что если социальный педагог учитывает их требования, то вероятность получения им достаточно высокого результата очень велика. Изучение принципов социальной педагогики позволяет специалисту в процессе овладения профессией принять те рекомендации, которые должны стать для него естественными в практической работе (Л.В.Мардахаев).

Обобщенное представление о принципах развития современное социальной педагогики предложено А.В.Мудриком.

Принцип гуманистической направленности воспитания, который отдает приоритет общечеловеческим ценностям и приятию индивидуальности личности во всех ее проявлениях. Выражается в поддержке личности как субъекта собственного развития, помощи при самореализации в семье, в трудовом коллективе, государственных, социальных, правовых и общественных учреждениях. Гуманизм отношений личности и педагога проявляется во взаимопонимании и в сопереживании, в приятии друг друга. Социальный педагог должен помочь развивающейся личности самореализоваться, убедиться в собственной уникальности, стать ответственной за свою жизнь, но при этом исключены любые формы давления, конфликта, осуждения или принуждения.

Принцип природосообразности воспитания предполагает построение социально-педагогических теорий и практики на основе изучения задатков и способностей личности, содействия ее развитию. Принцип реализуется, прежде всего, в слитности естественных и социальных процессов, отвечающих общим законам развития природы и человека, в индивидуальном подходе к нему. Воспитание должно культивировать определенные этические установки по отношению к природе, планете и биосфере, а также природоохранное ресурсосберегающее мышление и поведение.

Принцип культуросообразности сочетает общечеловеческие, общенациональные и региональные культурные ценности, представляемые личности для выбора в качестве основы ее самоопределения и саморазвития. Реализация этого принципа приобщает детей, подростков, молодежь к различным пластам культуры этноса, общества, мира. Воспитание должно содействовать самореализации и самоутвержднию развивающейся личности, адекватно динамично меняющемуся обществу. Нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур - одно из условий эффективности воспитания личности.

Принцип вариативности социального воспитания исходит из многообразия и мобильности потребностей и интересов личности и общества. Этот принцип предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном и локальном уровнях: а) основываясь на общечеловеческих ценностях, б) учитывая этнические особенности, а также региональные, муниципальные и локальные условия, в) используя имеющиеся и создавая новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательных организациях.

Принцип коллективности социального воспитания служит его организационным основанием. Это обусловлено тем, что социальное воспитание через различные коллективы дает растущему человеку социальный опыт взаимодействия с окружающими, может содействовать самопознанию, самоопределению, самореализации и самоутверждению, т.е. опыту адаптации и обособления в обществе.

Принцип центрации на развитии личности в процессе социального воспитания ориентирует на помощь и содействие ее становлению, обогащению и совершенствованию, отдавая приоритет личности перед группой и коллективом. Решение естественно-культурных задач должно обеспечить физическое и сексуальное развитие; социально-культурных задач - интеллектуальное и социальное развитие; социально-психологических задач - личностное развитие (рефлексия и саморегуляция, самосознание и самоопределение, самореализация и самоутверждение).

Принцип аналогичности социального воспитания исходит из субъект-субъектногоподхода к воспитанию и предполагает, что духовно-ценностная ориентация развивающейся личности осуществляется в процессе обмена воспитателем и воспитуемым ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, социальными и пр.) различных мировых культур и конкретного общества, различных поколений и субкультур, между членами воспитательной организации, а также совместного продуцирования ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Эффективность обмену, продуцированию и освоению ценностей придают: диалогический характер взаимодействия с воспитуемым; содержательное насыщение жизнедеятельности обменом идей, норм, ценностей; стимулирование организацией вступления воспитанников в диалоги различного типа (для поддержания контакта, информационного, дискуссионного, исповедного).

Принцип незавершимости воспитания связан с незавершимостью развития личности на каждом возрастном этапе. Принцип требует признания каждого возрастного этапа не столько подготовкой к дальнейшей жизни, сколько самостоятельным и социально ценностным. Принцип предполагает, что в каждой развивающейся личности есть нечто незавершенное (незавершимое), существует потенциал к изменению и самоизменению. на любом возрастном этапе.

Основные категории социальной педагогики представлены наиболее общими и фундаментальными понятиями, отражающими её сущность и содержание. К ним относятся: социально-педагогическая деятельность, социальное развитие, социализация, социальная адаптация и дезадаптация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, социальное воспитание, перевоспитание и др. Категорий раскрываются в соответствующих темах пособия, а также в глоссарии данного учебного пособия.