Предпосылки возникновения и становления социальной педагогики

Тема 1. Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности

Конспекты лекций

по курсу «Социальная педагогика»

для студентов направления 040400.62 «Социальная работа»

 

Ученые, занимающиеся исследованием истории социальной педагогики, находят её истоки и предпосылки в произведениях великих мыслителей, философов, в трудах классиков педагогики различных эпох и государств. Рассматривая социальную педагогику таким образом, можно выделить в ее развитии несколько периодов.

Начальный период, который длился с древнейших времен вплоть до XXVII века и был наполнен осмыслением практики воспитания, формированием педагогической мысли и культуры. В этот период происходит становление процесса воспитания как социального явления, его преобразование из стихийного действия в осознанную деятельность.

Ученые античности активно выдвигали проблемы воспитания и защиты ребенка, высказывали основополагающие социально-педагогические идеи о необходимости начинать воспитание с раннего возраста, учитывать при этом природу ребенка, влияние окружающей среды, авторитет родителей, старших и т.п. Полезные мысли о воспитании, которое было неотделимо от образования, можно найти в трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских философов и мудрецов.

Платон (427-347 до н.э.) утверждал, что задача образования - формировать у членов общества качества, которые необходимы государству для реализации идеи всеобщего блага, а воспитание, в свою очередь, должно отвращать человека от субъективных интересов и подчинять его интересам общего.

Аристотель (384-322 до н.э.) развивал идею государственного образования, но при этом не принижал роль семьи и критиковал учение Платона о врожденных идеях, полагая, что ум ребенка от рождения есть «чистая доска». Аристотель считал, что задача воспитания - сообщать ученикам основы знаний из разных областей морали и нравственности, вырабатывать способность самостоятельного суждения, а цель воспитания - формирование у молодежи добродетели.

Сенека (4 г. до н.э.- 65 г.) определял главной задачей задача воспитания моральное совершенствование посредством побуждения человека к самодвижению к божественному идеалу, при этом, по его мнению, педагог не должен отступать от норм, и, более того, своим поведением утверждать их.

Квинтилиан (42г.-ок.118г.) видел положительные факторы школьного образования в соревновательности, установлении дружеских связей, между учениками, усвоении норм общежития и считал, что именно семья должна готовить детей к поступлению в школу.

В последующие времена процесс зарождения социально-педагогических идей наполнялся новыми формами педагогической мысли и обновленными взглядами на природу и практику обучения и воспитания человека.

Эпоха Возрождения связана с развитием гуманистических идей в воспитании ребенка. К этому времени относится деятельность итальянского педагога-гуманиста Витторино Да Фельтре (1378-1446), воплотившего в реальную жизнь ряд педагогических идей. Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность - это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми. В основу организации жизни детей было положено самоуправление.

Следующий период - XVII–XIX вв. - характеризуется развитием ведущих идей и возникновением научных концепций социальной педагогики, становлением ее как науки. В условия зарождения революционных движений ученые (педагоги, философы, социологи, психологи) искали решение социальных, в том числе и социально-педагогических проблем на путях сотрудничества с общественностью и государством. Задачи воспитания рассматривались в русле идей преобразования общества, наделения всех людей равными правами и реальной свободой. В этот период социальная педагогика развивается в тесной связи с практической социально-педагогической деятельностью. Видные педагоги не только высказывали те или иные идеи, но и осуществляли их на практике, создавая детские сады, школы, приюты для детей сирот и беспризорных. Возникающие социально-педагогические идеи стали опираться на данные передового педагогического опыта известных педагогов и мыслителей.

Именно в это время выдающийся чешский педагог-гуманист, общественный деятель Я.А.Коменский (1592-1670), приняв за основу собственный педагогический опыт и результаты практической деятельности педагогов других европейских государств, сумел привести в систему и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения. В знаменитом трактате «Великая дидактика», которой принес талантливому педагогу европейскую известность, Я.А.Коменский обосновал мысль о том, как поставить знание закономерностей и принципов организации социально-педагогического процесса на службу педагогической практики; доказал необходимость распространения среди людей, независимо от социальной, расовой и религиозной принадлежности, всех знаний, накопленных культурой и цивилизацией; раскрыл основные принципы обучения и воспитания.

Развивая теоретические положения Я.А.Коменского в условиях экспериментальной школы, швейцарский педагог И.Песталоцци (1746-1827) всячески настаивал на обязательности образования абсолютно для всех без сословий. Пропагандируя любовь к детям со стороны воспитателя как важнейшее средство воспитания, И.Песталоцци утверждал, что заложенные в ребенке силы стремятся к саморазвитию, и необходимо использовать активность самого ребенка в развитии данных ему от природы задатков. Задача педагога - содействовать саморазвитию всех сторон детской натуры через организацию собственной активной деятельности детей.

Немецкий философ и педагог И.Ф.Гербарт (1746-1841) в сочинении «Общая педагогика» определил цель воспитания как формирование нравственности («свободной твердости духа» индивида и волевого подчинения этическим идеям, существующим «вовне»), а также средства воспитания через установление границ поведения детей, создание условий, в которых воспитанник осознает последствия непослушания и несоблюдения четких правила поведения.

В последующем развитие социально-педагогического знания было тесно связано с обогащением педагогического знания в недрах философии под влиянием педагогических трактатов, сочинений и широкого обсуждения научным проблем взаимосвязи теории и практики обучения и воспитания. Так немецкий философ И.Г.Фихте (1762-1814) предложил рассматривать воспитание как способ осознания людьми своей нации, а образование как возможность обретения национальной и мировой культуры. Философ, теолог и проповедник Ф. Шлейермахер (1768-1834) доказывал, что теория и практика воспитания являются историческими и социальными феноменами, подчеркивая необходимость их согласования с этикой и политикой.

К середине XIX века философские концепции воспитания, образования, как универсальные мировоззренческие схемы, активно используются в педагогической проблематике.

Ф.Ницше (1844-1900), немецкий философ и поэт, выделял проблему элитного воспитания - гениев, правителей и законодателей, гениальность которых должна была проявляться не только в сфере искусств, наук, философии, но и при утверждении жизненных ценностей.

Английский философ Дж.С.Милль (1806-1873) считал критерием положительных результатов образования готовность человека жить общественными интересами и содействовать благу общества.

Г.Спенсер (1820-1903), английский социолог, настаивал на приоритете естественнонаучного образования как наиболее полезного для нужд каждого человека.

В целом, социально-педагогические идеи теоретиков и практиков педагогической науки все глубже проникали в толщу общественного сознания. На протяжении всего XIX века проходил длительный и неоднозначный процесс отделения социальной педагогики от педагогики. При этом на ее развитие, кроме философии и педагогики, большое влияние оказывали и другие науки, такие как психология, социология, антропология, медицина и др. То есть, наряду с процессом отделения социальной педагогики от педагогики, одновременно развивался и другой процесс - интеграции социальной педагогики с другими науками.

В конце XIX века социальная педагогика выделяется в самостоятельную область педагогической науки, что связано с именами немецких ученых А.Дистервега, П.Наторпа и др. Теоретик народной школы, основоположник педагогического образования в Германии А.Дистервег (1790-1866) обосновал необходимость создания школы, развивающей у детей самостоятельное мышление, активность, национальное самосознание в духе добра, справедливости, гуманности, веротерпимости. По мнению А.Дистервега, важнейшие требования к воспитанию - это природоеообразность (учет возрастных и индивидуальных способностей) и культуросообразность (учет внешних условий, современной человеку культуры, установление связи между воспитанием и духовной жизнью общества), а суть воспитания - в возбуждении и напряжении природных сил ребенка.

А.Дистервег распространил термин «социальная педагогика», который был введен в дискуссию о воспитании в 1844г. К.Магером. С момента возникновения этого понятия до настоящего времени прослеживаются две различные трактовки, определяющие различные подходы в развитии этой отрасли научного знания. Согласно первой трактовке социальная педагогика имеет нечто общее с социальной стороной воспитания (К.Магер); согласно второй - она выступает как педагогическая помощь в определенных социальных условиях, ситуациях (А.Дистервег).

Несмотря на кажущуюся близость этих теоретических подходов, они имеют существенные различия. В первом случае речь идет о социальном аспекте воспитания и соответствующих ему задачах, во втором - о педагогическом аспекте общественного развития и его задачах(А.Г.Петрынин).

Представителями первого направления были К.Магер, П.Наторп (20-е годы XXв.), Е.Борнеманн, Ф.Шлипер (60-е годы XXв.) в развитии социальной педагогики рассматривали предпосылки, методы и средства воспитания человека в обществе, для общества и через общество. Задачи социальной педагогики - способствовать индивидуальной самостоятельности в социальных группах и социальной общности, заботиться о культуре и гуманистическом развитии общества.

Второй подход отражен в трудах А.Дистервега (40-50-е годы XIXв.), Г.Ноля, Г.Боймер (20-30-е годы XXв.), Е.Молленхауер (50-е годы XXв.) и др. Начиная с А.Дистервега, представители этого направления стремились дать ответ на социально значимые вопросы своего времени, такие как социальная незащищенность рабочего класса, образование народа, беспризорность и др.

Г.Ноль (1879-1960) видел задачу социальной педагогики в экстренной помощи, которая необходима в том случае, если семья и школа не могут по каким-либо причинам выполнять свои функции. Его идеи нашли отражение в законе, принятом в 1922г. в Германии о благотворительной деятельности молодежи. И это был первый государственный документ, который регулировал воспитание молодежи вне школы.

Таким образом, с начала ХХ века начинается самостоятельный период развития социальной педагогики. С тем пор социальная педагогика стала на практике «педагогикой экстренных случаев», которая должна была восполнять существующие в семье и школе пробелы по воспитанию молодежи. Одна из представительниц этого направления Г.Боймер(1873-1954), в отличие от сторонников первой точки зрения, считала социальную педагогику составной частью педагогики. По её мнению, всё, что не относится к воспитанию в семье и школе, представляет собой сферу интересов социальной педагогики.

К.Молленгауэр отмечал, что, если отдельные общественные институты не в состоянии решить какую либо проблему ребенка (в частности – беспризорность), то возникает необходимость, создания третьего пространства воспитания (кроме семьи и школы) – государственной помощи. При этом социальная педагогика, считал он, должна иметь дело не с передачей культурного содержания, а исключительно с решением проблем, возникающих в процессе и включения в общество подрастающего поколения.

В 60-годы XX века это направление окончательно закрепляет свои позиции - теоретическое осмысление и обоснование социального воспитания как помощи детям, совершившим правонарушения, внешкольная работа по месту жительства учащихся, воспитательная работа в домах ребенка, детских школах, школах-интернатах и других учреждениях.

В России развитие социальной педагогики как области научного знания и как сферы профессиональной практической деятельности имеет свои особенности. Истоки и предпосылки возникновения социальной педагогики в отечественной науке, как самостоятельной области знания и педагогической практики, можно найти в трудах многих отечественных философов, психологов, педагогов, таких как Н.А.Бердяев, В.С. Соловьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, С.И.Гессен и др.

Особое значение для становления социальной педагогики имел этап в развитии отечественной педагогической науке, который приходится на 20-30 годы прошлого столетия. Деятельность таких выдающихся педагогов, как А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Росинский, была направлена, прежде всего, на помощь «выбитым из социальной колеи детям». По сути, они были одними из первых социальных педагогов в России, а работа организованных ими и многими другими педагогами детских опытных станций, коммун и других воспитательных учреждений стала практическим воплощением социальной педагогики в новых конкретно-исторических условиях.

Однако, эволюционное развитие российской социально-педагогической мысли не состоялось. Произошел значительный разрыв между новой, советской педагогикой и тем, что было накоплено педагогикой в дореволюционный период. Начиная с середины 30-х годов, вскоре после провозглашения окончательной победы социализма, в стране возникла и прочно укрепилась тенденция замалчивания социальных проблем, что не способствовало развитию социальной педагогики как науки и практики. Лишь в 1990 г. в Советском Союзе социальная педагогика была официально признана как наука, что, впрочем, не позволило ей в полной мере опереться на объективные научные знания, поскольку сфера практической деятельности тогда лишь начала формироваться и не изобиловала практическими результатами.

В настоящее время накоплено достаточно много эмпирических и теоретических знаний в области социального воспитания, что требует осмысления и систематизации, создания условий для более интенсивного развития социальной педагогики как самостоятельной науки. Отечественные ученые-педагоги В.Г.Бочарова, Ю.В.Васильева, Л.Д.Демина, М.А.Галагузова, Л.Н.Лесохина, Р.А.Литвак, Л.В.Мардахаев, А.В.Мудрик, В.Д.Семенов и другие в разное время высказывали и высказывают в своих работах авторское видение основ социальной педагогики применительно к современному этапу развития российского общества.

Вместе с тем, следует сказать, что эта развивающаяся область педагогической науки в целом пока еще четко не определила свой предмет и объект исследования, есть много и других спорных вопросов, которые предстоит решить в процессе становления социальной педагогики как научной теории и практики.

Для дальнейшего развития социальной педагогики необходимо переосмыслить с новых позиций труды отечественных педагогов - как дореволюционного, так и советского периодов, для того, чтобы отыскать ее истоки, отвечающие культурным и историческим традициям нашего народа. Уже сегодня социальная педагогика характеризуется возведенной в ранг принципа гуманистической направленностью, сотрудничеством, содружеством, сотворчеством специалиста и личности. Она ориентирована на личность, на её самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, на «стремление к самоактуализации, то есть - к реализации своих возможностей с целью усилить себя, сделать свою жизнь более разносторонней и счастливой». (И.Н.Пашковская).