Технологическая карта

В данном разделе проекта в соответствии с индивидуальным заданием необходимо разработать либо технологический процесс технического обслуживания, диагностики или текущего ремонта автомобилей (агрегата), либо одну из операций по этим воздействиям.

Технологический процесс ТО, диагностики или ТР представляет собой совокупность операций по соответствующим воздействиям, которые выполняются в определенной последовательности с помощью различного инструмента, приспособлений и других средств механизации с соблюдением технических требований (технических условий).

Технологический процесс ТО и диагностика оформляется в виде операционно-технологической или постовой технологической карты.

Операционно-технологическая карта отражает последовательность операций видов ТО (диагностики) или отдельных видов работ по этим воздействиям по агрегату или системе автомобиля. В соответствии с требованиями они выполняются на форматах 1 и 1а МУ-200-РСФСР-12-С139-89 (см. приложение 17 и 18).

Постовая технологическая карта отражает последовательность операций ТО (диагностики) по агрегатам (агрегату) или системам (системе), которые выполняются на одном из постов ТО (диагностики). В соответствии с требованиями постовая технологическая карта выполняется на формах 2 и 2а МУ-200- РСФСР-12-С139-81 (см. приложение 16 и 18).

Технологический процесс ТР топливной аппаратуры, разборочно-сборочные, вулканизаторные, шинные, аккумуляторные, арматурно-кузовные, столярные, обойные работы ТР оформляются в виде маршрутной карты.

Маршрутная карта отражает последовательность операций по ремонту агрегата или механизма автомобиля в одном из подразделений ТР. В соответствии с требованиями ГОСТа 3.1105-74 маршрутная карта выполняется на формах 1 и 1а (см. приложение 19 и 20).

Технологическая операция ТО, диагностики или ТР представляет собой совокупность переходов, которые выполняются в определенной последовательности с помощью различного инструмента и приспособлений с соблюдением технических требований (технических условий).

Технологические операции ТО, диагностики или ТР оформляются в виде операционных карт слесарных, слесарно-сборочных и электромонтажных работ по ГОСТ 3.1407-86, форме 1 и 1а, (см. приложение 21 и 22).

Для разработки технологических карт процессов и операций необходимо использовать специальную техническую литературу, в которой оснащены вопросы типовой технологии выполнения ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта.

 

 

Время каждой операции определено нормированием с учетом типовых технологических карт. При отсутствии последних время устанавливается путем хронометража на рабочем посту. В курсовых проектах технологические карты (кроме операционных) могут составляться также на:

  • Специализированный пост ТО (постовая карта);
  • Пост диагностирования (карта диагностирования Д-1 или Д-2);
  • Определенный вид работ ТО, ТР или диагностирования (часть постовых работ);
  • Операцию ТО, ремонта (операционная).

Формулировка операций и переходов в технологической карте должна указываться в строгой технологической последовательности, кратко, глаголы ставятся в повелительном наклонении, например, «Расшплинтовать», «Отвернуть контргайку» и т.д. Технологическая карта выполняется на бумаге формата А4.

 

Пример выполнения технологической карты

Технологическая карта

операционная на ТО-2 системы питания

указать: операционная или постовая наименование технического объекта

автомобиля ЗИЛ-431410 трудоемкость работ 25,15 чел.-мин

тип, марка

количество исполнителей 1 специальность, разряд карбюраторщик, 3 р.

№ операции Наименование операции Количество мест и точек обслуживание Оборудование и инструмент Норма времени, мин Технологические требования и указания
Проверить осмотром состояние и герметичность карбюратора, воздушного фильтра, гофрированного патрубка, топливного насоса, фильтра тонкой очистки, топливного бака, фильтра-отстойника топлива и соединений трубопроводов - 3,5 Подтекание топлива в приборах и топливопроводах системы питания не допускается. Топливопроводы не должны иметь погнутостей и трещин.
При необходимости устранить неисправности и нарушение герметичности в приборах и соединениях топливопроводов системы Ключи гаечные 12, 14, 17 и 19 мм; отвертка 8 мм; пассатижи 3,95 Подтекание топлива из приборов и соединений топливопроводов системы питания устраняется подтяжкой гаек или заменой отдельных элементов соединений
Проверить действие ножного и ручного приводов дросселей и воздушной заслонки карбюратора, полноту их закрывания и открывания Линейка 2,30 Педаль управления дросселем должна перемещаться без заеданий и трения о пол кабины и не доходить до пола при полном открытии дросселя на 3…5 мм. Зазор между зажимом троса ручного привода дросселей и кронштейном, укрепленном на тяге, должен быть равен 2…3 мм при полностью выдвинутой кнопке. Зазор между торцом кнопки ручного управления приводом воздушной заслонки и щитком кабины при полностью открытой воздушной заслонке должен быть равен 2…3 мм.
При необходимости отрегулировать длину тяг привода и воздушной заслонки и дросселей карбюратора Ключи гаечные 10 и 12 мм; отвертка 6 мм; пассатижи. 2,00 Ножной привод регулируют при помощи резьбовой вилки и тяги. Ручной привод дросселей регулируют зажимом.
Проверить уровень топлива в поплавковой камере карбюратора Ключи гаечные 14 и 17 мм; отвертка 6 мм; уровнемерная трубка 2,70 Для проверки уровня топлива отвернуть контрольную пробку и через отверстие, расположенное на высоте глаз, наблюдать за уровнем. При правильно отрегулированном уровне топливо будет видно, но оно не должно вытекать из отверстия. Проверку производить при работающем двигателе при малой частоте вращения в режиме холостого хода. Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора должен быть на 18…19 мм ниже линии разъема поплавковой камеры с ее крышкой.
При необходимости отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере карбюратора Ключи гаечные 14 и 17 мм; отвертка 6 мм; уровнемерная трубка 2,50 Для получения правильной величины уровня топлива в поплавковой камере необходимо отрегулировать установку корпуса игольчатого клапан. Регулировка производиться прокладками, устанавливаемыми под клапан. Расстояние от верхней сферы клапан до плоскости корпуса карбюратора должно быть 13,3…13,8 мм. Если уровень топлива таким образом отрегулировать не удается, то допускается подгибка кронштейна поплавка
Проверить легкость пуска двигателя и его работу --- Отвертка 6 мм 8,20 Правильно отрегулированный карбюратор должен обеспечивать устойчивую работу двигателя в режиме холостого хода при 400 об/мин коленчатого вала и не останавливаться при переходе на малую частоту вращения с режима средней и большой частоты вращения коленчатого вала двигателя. Холостой ход регулируют на прогретом двигателе и при исправной системе питания и зажигания упорным винтом, ограничивающим закрытие дросселя, и двумя винтами, изменяющими состав горючей смеси. При завертывании винта смесь обедняется, а при отвертывании обогащается.

 

 

5. Расчет уровня механизации производственных процессов в подразделениях ТО и ТР АТП

Уровень механизации производственных процессов ТО и ТР определяется двумя показателями:

- степенью охвата рабочих механизированным рудом;

- уровнем механизированного труда в общих трудозатратах.

Для расчета уровня механизации необходимы следующие исходные данные:

- количество основных и вспомогательных рабочих, занятых ТО (ТР);

-перечень оборудования и инструментов, применяемого при механизировано-ручном способе выполнения работ;

- числовые значения коэффициентов механизации оборудования и механизированного инструмента.

Количество основных и вспомогательных рабочих, занятых в ТО и ТР, определяется для действующих предприятий (подразделений) по плановой численности явочных рабочих, с учетом всех смен работы, для проектируемых предприятий (подразделений) – по технологическому расчету.

Перечень оборудования и инструмента, которым оснащены производственные подразделения ТО (ТР), включают подъемно-транспортное, уборочно-моечное, смазочно-заправочное, диагностическое, шиномонтажное, кузнечно-прессовое, металло-деревообрабатывающее, разборочно-сборочное и другое технологическое оборудование, а также механизированный инструмент, приборы и аппаратуру, имеющую электрические, гедревлические и пневматические и другие приводы.

Оборудование, приспособления и инструмент, не имеющие приводов, в этот перечень не включается.

Перечень оборудования и инструмента целесообразно свести в таблицу.

При заполнении этой таблицы следует иметь в виду следующие положения:

- в каждом из подразделений ТО (ТР) основные рабочие делятся на две группы: использующие механизированное оборудование к инструментам и не использующие его. Последние заносятся в строку «прочее не механизированное оборудование»;

- при организации технологического процесса ТО на специализированных постах заполнение таблицы следует проводить для каждого из постов. При пополнении ТО на универсальных постах следует использовать рекомендации, приведенные ниже для зоны ТР;

- для зоны ТР с универсальными постами, когда рабочие на закреплены за конкретным оборудованием и механизированным инструментом, выделяется группа рабочих, не использующих оборудование и инструмент Рр, а отнесение остальных рабочих к соответствующим группам производится по соотношению суммарного времени работы оборудования и механизированного инструмента к общей продолжительности работы рассматриваемой группы рабочих;

- для зоны ТР с специализированными постами заполнение таблицы следует выполнять по каждому из постов раздельно;

- заполнение графы 4 таблицы производится на действующем предприятии на основе анализа фактического использования оборудования и механизированного инструмента в проектах;

- на основе средних значений коэффициентов «К» и «И».

При этом количестве часов работы оборудования и инструмента указывается обще за сутки.

Числовые значения коэффициентов механизации определяются для каждой единицы оборудования в перечень. Для оборудования, применяемого при механизированном способе выполнения работ, используются коэффициент механизации оборудования – «К». Для оборудования, применяемого при механизировано-ручном способе, используется коэффициент простейшей механизации – «И».

Примерные укрупненные числовые значения коэффициентов механизации «К» и «И» для наиболее распространенного оборудования в зависимости от типа и мощности АТП приведены в Приложения 1 и 2 (15). Принятые значения коэффициентов необходимо занести в таблицу (Приложение 26) и использовать для расчета уровня механизации.

Следует иметь в виду, что при расчете уровня механизированного труда в общих трудозатратах, если одним рабочим используется два или несколько видов оборудования, расчетные коэффициенты механизации следует суммировать.

При этом суммарный коэффициент «К» не может быть более единицы, а суммарный коэффициент «И» не более 0,3.