Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Поставщиками являются предприятия, поставляющие данному предприятию согласно договору поставки товарно-материальные ценности. Подрядные организации (подрядчики) выполняют для предприятия строительно-монтажные, наладочные, научно-исследовательские и другие работы. Все расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются в безналичном порядке. Правила безналичных расчетов и формы регламентируют банки в соответствии с "Положением о безналичных расчетах" и "Правила безналичных расчетов". В настоящее время действуют формы безналичных расчетов путем платежных требований-поручений, платежных поручений, расчетными чеками, аккредитивами, плановыми платежами, платежными требованиями.

Платежное требование-поручение в трех экземплярах выписывает поставщик и через свой банк передает в банк плательщика. Плательщик акцептует сумму, указанную в требовании-поручении или может отказаться от акцепта, о чем обязан известить в 3-хдневный срок свой банк. Акцепт – это согласие на оплату.

В расчетах между предприятиями широко применяются платежные поручения, которые выписывает в трех экземплярах плательщик согласно договору поставок или товарным накладным. При расчетах аккредитивами или чеками плательщик открывает в своем банке на основе заявления и платежного поручения на счете 55 - "Специальные счета в банках", субсчет "Аккредитивы". Аккредитив выставляется для расчета только с одним поставщиком. При расчетах чеками аналогично открывается субсчет "Чековые книжки". Полученные в банке чековые книжки могут быть выданы экспедитору или подотчетному лицу для проведения расчетов за материалы, товары и услуги. Выписанные чеки подписываются должностным лицом покупателя.

В бухгалтерском учете расчеты с поставщиками и подрядчиками отражаются на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", на счете 61 "Расчеты по авансам выданным», если предприятие-покупатель производит авансовые платежи (предоплату). У поставщика, получившего предоплату на поставку грузов, учет ведется на счете 64 "Расчеты по авансам полученным". Учет претензий поставщикам в случае недостач, нарушения цен, брака отражается на счете 63 "Расчеты по претензиям". Ниже приведены некоторые хозяйственные операции по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками и их отражение на корреспондирующих счетах.

 

№ п/п Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов
дебет кредит
1. Акцептован счет поставщика за поступившие товарно-материальные ценности 07,08,41, 10,12
2. Акцептован счет транспортной организации за доставку груза 07,08,10, 12,41
3. НДС поставщика при поступлении товарно-материальных ценностей 18/1
4. Предъявлена претензия поставщику до оприходования груза
5. Предъявлена претензия поставщику после оприходования груза 10,12
6. Оплачены акцептованные счета поставщиков 51,52,55, 90
7. Списание оплаченного НДС поставщиков 18/2 18/1
8. Заказчиком заключен договор с поставщиком на поставку груза с предоплатой
9. Перечислена предоплата за груз заказчиком 51,52,55, 90
10. Получен груз от поставщика 07,08,10, 12, 41
11. Задолженность подрядчику по строительству, ремонту основных средств, организациям-поставщикам за электроэнергию, газ, воду, телефон 08,20,25, 26,23,44

 

Пример (данные условные без НДС).

1) Акцептован счет поставщика за топливо на сумму 1000, в том числе:

20 литров бензина по 30 руб. за один литр

20 литров дизтоплива по 20 руб. за один литр.

2) Акцептован счет транспортной организации за доставку топлива на сумму 600.

3) Предъявлена претензия поставщику на недостачу 5 литров бензина и 5 литров дизтоплива.

Определить фактическую стоимость бензина и дизтоплива, определить сумму претензии с учетом транспортных расходов, составить бухгалтерские записи.

Согласно счету поставщика транспортной организацией было доставлено 40 литров топлива на сумму 600. Доставка одного литра составляет 600 : 40 = 15 руб.

Расчеты представим в таблице.

 

Хозяйственные операции Учетная стоимость Транспортные расходы Фактическая стоимость
Фактически доставлено: 15 л бензина по 30 руб. за 1 литр 15 л дизтоплива по 20 руб. за 1 литр   450 (15 х 30)   300 (15 х 20)   225 (15 х 15)   225 (15 х 15)   450 + 225 = 675   300 + 225 = 525
Предъявлена претензия: 5 л бензина 5 л дизтоплива   150 (5 х 30) 100 (5 х 20)   75 (5 х 15) 75 (5 х 15)   150 + 75 = 225 100 + 75 = 175
Итого:

 

Как видно из расчетов в таблице, сумма претензии поставщику
с учетом транспортных расходов будет равна 225 + 175 = 400 руб.

Бухгалтерские записи будут следующие:

1) Д-10/3 К-60 675 (фактическое поступление бензина).

2) Д-10/3 К-60 525 (фактическое поступление дизтоплива).

3) Д-63 К-60 400 (сумма претензии с учетом транспортных расходов).