Роберт Даль 13 страница

Информационно-коммуникативный процесс, связующий воедино политическую сферу общества, имеет свои особенности в зависимости от того, проявляется он в процессах межличностных общений, групповой или массовой коммуникации. Первостепенное значение для политики имеют массовые информационно-коммуникативные процессы. На этом уровне организации информационных отношений, прежде всего, действуют политические агенты, специально подготовленные для взаимодействия с общественным мнением. Как правило, к ним относят официальные структуры государства, государственные, независимые и оппозиционные средства массовой информации (СМИ), корпоративные структуры (органы партий, общественных объединений, профессиональные политические рекламные агентства и др.). Взаимодействие этих агентов образует информационный рынок, на котором каждый из них осуществляет собственные политические стратегии, подчиненные достижению своих интересов в сфере власти. Многообразие действий агентов на информационном рынке можно свести к двум типам: мобилизационному, включающему агитацию и пропаганду, и маркетинговому, представленному методами паблик рилейшнз или PR, а также политической рекламой.

Эти способы информационного взаимодействия характеризуют разные, нередко противоположные методы поведения субъектов в информационном пространстве. Так, агитация и пропаганда представляют собой способы информационного контроля над людьми и придания их политическим действиям строгой социальной направленности. В принципе без использования агитационно-пропагандистских способов воздействия на общественное мнение не может обойтись ни одно государство, ни один политический субъект, заинтересованный в расширении социальной поддержки своих целей относительно власти. Практика показывает, что в ходе такого воздействия могут использовать приемы дезинформации (прямого обмана), методы индоктринации (насильственного навязывания человеку заранее запрограммированных оценок и суждений, психологического давления в этой связи на его сознание), то есть стили общения, полностью игнорирующие свободу человека и его право на выработку собственных политических убеждений.

В противоположность таким приемам завоевания сознания человека, маркетинговые стратегии формируются в соответствии с отношениями спроса и предложения на информацию и направлены на то, чтобы необходимая субъекту информация в нужное время и в нужном месте оказалась в его распоряжении. Маркетинговые стратегии информирования направлены на убеждение человека, а не на контроль его сознания, они скорее искушают, нежели директивно предписывают те или иные формы поведения. Они ориентируются по преимуществу на обратную связь, диалог, честное и взаимно уважительное информирование политическими субъектами контрагентов о своих целях и задачах. Такая линия поведения на информационном рынке неразрывно связана с предварительным уяснением информационных потребностей человека и с его доверительным информированием, что, в конечном счете, направлено на осознанный выбор формы его политического участия.

III. СМИ в системе массовой коммуникации. Важнейшим инструментом реализации политических стратегий на информационном рынке являются средства массовой информации. Еще в 1840 г., видимо, предчувствуя их будущее политическое влияние, О. де Бальзак впервые назвал прессу “четвертой властью”. А уже через столетие, с превращением электронных СМИ, прежде всего телевидения, в неотъемлемый элемент политического дискурса, главный инструмент проведения избирательных кампаний, этот социальный механизм превратился в мощнейший политический институт, буквально преобразивший системные параметры публичной власти. СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

Роль СМИ в политике нельзя оценить однозначно. В зависимости от того, в чьих руках находятся пресса, радио и телевидение, их можно использовать как для объективного и оперативного информирования людей о реальных событиях в мире, их просвещения и воспитания, так и манипулирования в интересах тех или иных групп. Еще Г. Ласуэлл выделил следующие четыре основные функции СМИ:

- наблюдение за миром (сбор и распространение информации);

- “редактирование” (отбор и комментирование информации);

- формирование общественного мнения;

- распространение культуры.

“Иметь важную информацию, - пишут авторы современного немецкого пособия по политологии, - значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от не важной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть”.

С политологической точки зрения наиболее важной дифференциацией СМИ является их подразделение на правительственные, оппозиционные и независимые. В самом общем плане такая структура демонстрирует, что в таком информационном пространстве нет монополизма, в нем могут действовать силы, преднамеренно дискредитирующие и ослабляющие влияние на массы официальных властей. Общественное мнение здесь сталкивается не с однонаправленными, а с разнонаправленными потоками информации, вырабатывая свои оценки и подходы в идейно конкурентной среде. В условиях плюрализма информации главным критерием успеха и условием выживания большинства из СМИ является внимание публики. Для того, чтобы привлечь это внимание, масс-медиа при выборе тем публикаций и передач обычно руководствуются следующими общими принципами:

- приоритетность, важность (действительная и мнимая) и привлекательность темы для граждан – война и мир, терроризм, экологические и иные катастрофы, скандалы;

- неординарность фактов, что означает доминирование в СМИ информации об экстремальных событиях – голоде, необычных убийствах, разного рода негативных явлениях;

- новизна фактов, то есть сообщения, еще не получившие широкого общественного резонанса, а если их нет, то и их придумывание;

- политические успехи лидеров, культ звезд в политике, искусстве, спорте, что является обычным для СМИ в условиях рынка;

- высокий общественный статус тех, кто попадает на страницы газет или экраны телевизоров, так как это обеспечивает шиоркую аудиторию читающих, слушающих, смотрящих.

IV. Политическое манипулирование и пути его ограничения. Наибольшую опасность для граждан и демократического устройства государства представляет использование СМИ для политического манипулирования – скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование основано, как правило, на лжи и обмане, прикрывающих корыстные действия. Мифы составляют фундамент всей иллюзорной картины мира, создаваемой манипуляторами. Так, несущими конструкциями коммунистической системы манипулирования выступали мифы о частной собственности как о главном источнике социального зла, о неизбежности краха капитализма и торжестве коммунизма, о руководящей роли рабочего класса и его коммунистической партии и т.д.

По мнению профессора Герберта Шиллера, в США существуют пять главных мифов, обслуживающих господство правящей элиты:

а) об индивидуальной свободе и личном выборе граждан;

б) о нейтралитете важнейших политических институтов – конгресса, суда и президентской власти, а также СМИ;

в) о неизменности эгоистической природы человека, его агрессивности, склонности к накопительству и потребительству;

г) об отсутствии в американском обществе социальных конфликтов, эксплуатации и угнетения;

д) о плюрализме СМИ, которые в действительности контролируются крупными рекламодателями, корпорациями, правительством, представляя собой единую индустрию поддержки и воспроизводства иллюзорного сознания.

Наклеивание ярлыков, искажение фактов, назойливая реклама – только небольшая часть средств, используемых СМИ для введения в заблуждение общественного мнения.

Минимизация манипуляционных возможностей СМИ обычно наблюдается в обществах, где существует действительный плюрализм масс-медиа и где за ними устанавливается общественный контроль. В большинстве стран мира существуют специальные органы общего контроля за СМИ, следящие за соблюдение ими этическимх и правовых норм. Так, во Франции такой инстанцией является Высший совет за аудиовизуальной коммуникацией. Демократический контроль в этом случае не имеет ничего общего с предварительной цензурой, не является нарушением свободы слова и выражения мнений. Информационная, политическая и любая другая свобода одних людей требует ограничения в тех случаях, когда она нарушает свободу и права других граждан и целых государств. Информационная власть, подобно власти политической и экономической, нуждается в контроле со стороны общества.

Характер взаимоотношений средств массовой информации, претендующих на роль “глаз и ушей общества”, и правительств варьируется от страны к стране. Большинство из органов массовой информации предпочитает подчеркивать свою независимость от государства, государственно-политических институтов. Их отношения могут складываться в соответствии с конфликтной, консенсусной либо конфликтно-консенсусной моделями. Так, в открытый конфликт вылились трения между правительством М. Тэтчер в Англии и СМИ во время Фолклендской войны, когда журналистам был закрыт доступ в районы военных действий, а министерство обороны использовало практику откровенной их дезинформации. Вместе с тем такие взаимоотношения возникают редко, так как СМИ заинтересованы в доступе к государственным источникам информации, а правительства всегда заинтересованы в общественной легитимации с помощью масс-медиа.

Следует также учитывать, что западные развитые государства являются крупнейшими производителями информации. Так, правительство США входит в число 20 лучших рекламных агентств страны, соперничая по расходам с такими гигантскими корпорациями, как “Кока-кола”. Годовые расходы правительства на рекламу превышают 200 млн. долл., в связи с чем Вашингтон получил ироничное название “Голливуда на Потомаке”. Правительственные агентства тратят примерно 600 млн. долл. в год на производство фильмов и аудиовизуальных программ. Стоимость печатной продукции американского правительства достигает почти 1,5 млрд. долл. в год. Деятельность службы “паблик-рилейшнз” обходится государству в 400 млн. долл.

При всем этом, рассуждая о роли, которую СМИ играют в политике, следует констатировать: “четвертая власть”, не вступая в открытую конкуренцию с первой, политической, тем не менее расширяет свои позиции самостоятельного игрока на политическом поле.

 

ЛЕКЦИЯ ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ

 

ВЫБОРЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Выборы – процедура избрания или выдвижения тех или иных лиц путем открытого или закрытого (тайного) голосования для выполнения гражданских функций; один из способов институализации государственной власти; наиболее распространенный механизм формирования органов и институтов власти.

Б.И. Краснов

 

I. Избирательный процесс. Выборы составляют неотъемлемую часть политического процесса в современных демократических обществах. В условиях современных демократий выборы – их стрежневой механизм. Главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Для многих, а в некоторых странах и для большинства граждан выборы являются единственной формой их реального участия в политике. Выборы предоставляют человеку, идущему в большую политику, возможность стать депутатом парламента, губернатором или даже президентом страны. В политологической литературе выделяются следующие функции выборов:

- артикуляция и представительство разнообразных интересов избирателей;

- контроль за институтами власти;

- интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли;

- легитимация и стабилизация политической системы, конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т.д.;

- расширение коммуникации, отношений представительства между институтами власти и гражданами;

- канализация, перевод политических конфликтов в русло мирного урегулирования;

- мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач;

- политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия;

- рекрутирование политической элиты;

- генерирование обновления общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ;

- образование эффективной оппозиции, подготовка ее к выполнению функций политического руководства.

Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющих статус, положение каждого гражданина на выборах; во-вторых, общие принципы организации выборов. Демократические принципы избирательного права включают:

- всеобщность, когда все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой и профессиональной принадлежности, языка, уровня доходов, богатства, образования, конфессии и политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) право на участие в выборах;

- равенство – каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку;

- тайна выборов – решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно;

- прямое (непосредственное) голосование – избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека.

На базе демократических избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса. К таким принципам относятся:

- свобода выборов, предполагающая, прежде всего, отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, организаторов выборов и кандидатов;

- наличие выбора, альтернативных кандидатов. Сам термин “выборы” предполагает отбор из различных предложений;

- состязательность, конкурентность выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы, недостатках электоральных платформ конкурентов;

- периодичность и регулярность выборов;

- равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает примерное равенство их материальных и информационных ресурсов.

Выборы всегда осуществляются в конкретной общественно-политической среде, которая во многом определяет их подлинно демократический или манипулятивный характер. Эта среда (исторический контекст) включает ряд параметров, отражающих ее влияние на избирательный процесс. К ним относятся:

- наличие в обществе ценностного консенсуса. Атмосферы доверия, готовности политических партий, подавляющего большинства граждан уважать результаты выборов;

- уважение в государстве прав человека. Это необходимо для того, чтобы избиратели и кандидаты чувствовали себя свободными, не подвергались разного рода угрозам, чтобы в обществе существовало уважение к воле и большинства, и меньшинства;

- демократический характер регистрации избирателей, что означает, прежде всего, отсутствие любого рода дискриминаций;

- формирование независимых, беспристрастных и компетентных органов управления избирательным процессом, в первую очередь избирательных комиссий;

- наличие доступных для всех механизмов подачи и рассмотрения жалоб, разрешения споров, а также эффективных и независимых органов контроля за соблюдением избирательного закона всеми участниками электорального процесса.

II. Избирательные системы. Используемые на выборах технологии самым непосредственным образом зависят от порядка проведения выборов и способов подсчета голосов в каждой стране, действующих в государстве и регламентирующих данный процесс правовых норм, правил и традиций. Совокупность этих норм задает определенную логику действиям всех участников предвыборной борьбы, побуждает их действовать в рамках единого электорального порядка, придает ему качество избирательной системы. Избирательная система – это совокупность правил, приемов и процедур, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование представительных и исполнительных органов политической власти. Несмотря на то, что эти правила имеют свою специфику практически в каждой стране, существуют общие принципы, позволяющие говорить о типах избирательных систем. Принято выделять три основных их типа – пропорциональную, мажоритарную (абсолютного и относительного большинства) и смешанную.

Пропорциональная система предполагает голосование по партийным спискам, разделение соответствующих депутатских мандатов пропорционально числу голосов, набранных той или иной партией на выборах. При этом почти во всех национальных законодательствах существует барьер (обычно это 5% голосов избирателей), который необходимо преодолеть партии для того, чтобы она была представлена в законодательном органе. Существуют две разновидности мажоритарных систем:

во-первых, пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне, когда избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны, а избирательные округа не выделяются;

во-вторых, пропорциональная система, основывающаяся на многомандатных округах, когда депутатские мандаты распределяются в соответствии с выявленным уровнем влияния в избирательных округах.

Достоинства пропорциональной избирательной системы заключаются в том, что избранные с ее помощью органы власти отражают реальную картину политической жизни общества, расстановку политических сил, обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества, способствует развитию политического плюрализма и многопартийности. Недостатки ее тоже существенны:

а) при пропорциональной избирательной системе могут возникать трудности в формировании правительства, так как отсутствие доминирующей партии с четкой и твердой программой, создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и различными задачами обусловливают образование нестабильных правительств;

б) пропорциональная избирательная система приводит к тому, политические силы, не пользующиеся влиянием во всей стране, могут получать представительство в органах государственной власти;

в) вследствие того, что голосование происходит не за конкретного кандидата, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями может быть весьма слабой;

г) поскольку при пропорциональной системе голосование идет за политические партии, это обстоятельство устанавливает сильную зависимость депутатов от своих партий и их руководства, что связывает руки парламентариям и может отрицательно сказаться на процессе обсуждения и принятия важных законодательных актов.

Мажоритарная избирательная система – это такая система, при которой победителем на выборах признается кандидат, набравший 50% голосов плюс 1 голос избирателей, принявших участие в голосовании (в некоторых странах – от списочного состава электората). При мажоритарной системе возникают и упрочиваются связи между кандидатом и избирателями. Кандидаты, как правило, хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, интересы избирателей, лично знакомы с их наиболее активными представителями. Соответственно, и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти. При этой системе на выборах побеждают кандидаты более сильного политического течения в стране. Это способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних по своему значению партий.

Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению тенденции к становлению в странах, где она используется, двухпартийных или многопартийных систем. Ее достоинства – возможность формирования эффективно работающего и стабильного правительства; позволяет хорошо организованным, крупным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства. Недостатки:

а) имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов, в то время как голоса, отданные всем другим кандидатам, во внимание не принимаются и пропадают;

б) значительная часть избирателей страны остается не представленной в парламенте;

в) партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;

г) две партии, набравшие одинаковое или близкое количество голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов.

Смешанная избирательная система включает элементы обеих вышеуказанных систем. В современной России половина депутатов Государственной думы избирается в соответствии с пропорциональной системой, другая половина – мажоритарной. Суть смешанной системы заключается в том, что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что должно способствовать формированию устойчивого правительства. Другая часть мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной избирательной системы, что способствует лучшему отражению соотношения политических сил в стране.

III. Избирательный процесс и избирательная кампания. Проведение выборов в органы государственной власти всегда связно с тем, что на политической сцене той или иной страны разворачиваются разнообразные события: проходят митинги, собрания, встречи кандидатов с избирателями, политические лидеры выступают с критическими заявлениями и позитивными программами в СМИ, на улицах появляются рекламные плакаты и т.п. Все многообразие событий, инициируемых и создаваемых людьми в преддверии и во время выборов в государственные органы, можно обозначить понятием “избирательный процесс”. Вместе с тем каждый кандидат или избирательный блок, вступая в предвыборную борьбу, стремится решать собственные задачи и предпринимает для этого определенные усилия.

Проводимую им или ими избирательную кампанию можно определить как совокупность действий, предпринимаемых партиями, избирательными объединениями или кандидатами и их командами для достижения их предвыборных целей. Избирательная кампания представляет собой особый вид политического управления. В качестве субъекта управления в ней выступает команда (партийная организация, группа единомышленников, политические консультанты) во главе с кандидатом, а объектом выступают потенциальные избиратели. Цель управления определяется теми задачами, которые ставит перед собой кандидат (победа, только “раскрутка”, завоевание части голосов, чтобы ослабить шансы на победу основного кандидата и т.д.). Весь избирательный процесс по своей сути является конкурентным процессом, в ходе которого идет острое соперничество, ожесточенная борьба между его участниками за право обладать престижными позициями в политической иерархии, за возможность влиять на массы, за доступ к властным ресурсам.

В зависимости от временной последовательности и особенности решаемых задач, избирательный процесс делится на несколько этапов:

- подготовительная стадия, характеризующая ту общественно-политическую почву, из которой “вырастают” выборы, а также организационные мероприятия, делающие возможным проведение выборов;

- выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией;

- агитационно-пропагандистская кампания;

- голосование и поведение итогов выборов.

Избирательная кампания начинается, как правило, с выдвижения кандидатов. Сам этот термин применяется как по отношению ко всему государству, так и отдельным кандидатам или партиям. В первом случае избирательная кампания представляет собой комплекс организационных, политических, информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий по непосредственному обеспечению избирательного процесса в государстве, во втором случае – систему мероприятий, направленных на успех конкретного кандидата или партии.

IV. Избирательные технологии. Рассматривая избирательную кампанию как разновидность политического процесса, следует учитывать:

во-первых, инициаторы избирательной кампании, выступающие в роли субъекта управления, лишены права диктовать “правила игры”, то есть создавать нормы, обязательные для объекта своего воздействия;

во-вторых, субъект управления лишен возможности опереться на право легитимного насилия, на применение санкций и иных мер воздействия на потенциальных избирателей. В этой связи совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить их отдать голоса за определенного кандидата принято называть избирательной технологией.

В настоящее время во многих странах появились люди, чьей профессией стала организация предвыборных кампаний, сформировались агентства, специализирующиеся в этой области. В 1968 г. в Париже была создана Международная ассоциация советников по политическим кампаниям. В Российской Федерации политические консалтинговые фирмы впервые громко заявили о себе в период предвыборных кампаний 1995-1996 гг.

Структурные звенья избирательной кампании современного типа представляют собой:

- анализ предвыборной ситуации, в ходе которого организаторы избирательной кампании получают тот необходимый минимум знаний, который позволяет им строить избирательную стратегию не вслепую, полагаясь исключительно на собственную интуицию, а рационально, опираясь на объективные данные. Здесь выделяются два направления исследования – всесторонний анализ ситуации в округе накануне выборов и обеспечение информационно-аналитической поддержки начавшейся избирательной кампании;

- стратегия избирательной кампании, которая представляет собой совокупность информационных тем, раскрытию содержания которых будет починена вся избирательная кампания. Стратегические темы в ходе избирательной кампании должны получить информационное подкрепление в виде соответствующих аргументов, фактов, распространяемых по различным коммуникационным каналам. Этот процесс можно сравнить с разветвлением растущего дерева, когда от ствола (тема) начинают отрастать многочисленные ветви (сюжеты). Например, если одна из тем предвыборной кампании - честность кандидата, то разработка сюжетной лини означает поиск или создание конкретных примеров, подтверждающих указанное его качество;

- привлечение в поле своего влияния людей, принадлежащих к разным социальным группам. В избирательных технологиях эта задача решается путем сегментирования электората, то есть разбивки его на группы, объективная принадлежность к которым обусловливает появление у людей ряда общих признаков. Социальные группы, выделяемые в ходе избирательной программы для узко направленного воздействия, называют адресными группами. По отношению к тому или иному кандидату или избирательному объединению весь электорат округа можно представить в виде пяти основных слоев (групп):

а) активно поддерживающие, то есть “твердый” электорат, который при любых условиях проголосует за своего кандидата или за свою партию;

б) пассивно поддерживающие, которые могут и не придти на выборы из-за факторов, которые не имеют никакого отношения к политике – занятость на работе, дачные заботы, семейные обстоятельства и т.д.;

в) занимающие нейтральную позицию, то есть люди, чаще всего не имеющие четко выраженной политической позиции, их мало интересует предвыборная борьба, они не определились в том, за кого будут голосовать или вообще пойдут на выборы;

г) настроенные недоверчиво. Обычно этот слой составляют люди, симпатизирующие другим политическим партиям и политическим лидерам или люди с оформившимся предубеждением ко всем политикам. С уверенностью можно сказать, что такие люди в лучшем случае просто не придут на выборы, в других же – отдадут голоса другим кандидатам;

д) настроенные решительно против. К ним относятся члены других политических партий и их активные сторонники;

- создание имиджа кандидата. Центральное место в избирательной кампании всегда занимает кандидат, ибо от того, какие у избирателей сложатся представления, оценки, мнения о нем зависят, в конечном счете, успех или провал избирательной кампании. Именно поэтому столь важное внимание уделяется формированию имиджа кандидата. Прежде всего, определяется его типаж, то есть совокупность наиболее важных его черт, создающих впечатление о целостности его натуры. Известный российский политический технолог А. Максимов отмечал, что на политическом рынке России конца 90-х годов ХХ века основными типажами были следующие:

- гуманитарий (ученый, преподаватель, экономист – Г. Явлинский, Г. Селезнев, С. Федоров);

- хозяйственник (Ю. Лужков, В. Стародубцев);

- борец (В. Анпилов, С. Ковалев, В. Жириновский, А. Макашов);

- человек власти (вождь нации, крупный чиновник – Б. Ельцин, Е. Примаков, М. Шаймиев);

- силовик (А. Лебедь, Р. Аушев, А. Руцкой);

- технократ (менеджер западного типа – А. Чубайс, С. Кириенко);

- бизнесмен (Б. Березовский, К. Илюмжинов, К. Боровой);

- экзотик (полярники, звезды эстрады, спорта – И. Кобзон, А. Чилингаров).

После выбора типажа имиджмейкеры приступают к детальной разработке имиджа кандидата. Она начинается, как правило, с “создания биографии”, когда продумывается содержание и форма подачи реальных событий из жизни кандидата с тем, чтобы сделать его образ более привлекательным в глазах избирателей. Подчеркиваются те факты биографии, которые “работают” на избранный типаж, сомнительные моменты или замалчиваются, или трактуются как следствие складывавшейся неоднозначной ситуации. В процессе конструирования имиджа кандидата нет мелочей: любая оплошность, малейший промах в этом деле могут быть использованы для его дискредитации. Вхождение в образ и его поддержание на публике требуют от кандидата больших внутренних усилий, так что далеко не каждый человек может выдержать подобное психологическое напряжение.