Документооборот и инвентаризация средств

На 1 ноября

Бухгалтерский баланс предприятия

тыс. руб.

    Актив Код строки На нач. месяца (сумма) На кон. месяца (сумма)     Пассив Код строки На нач. месяца (сумма) На кон. месяца (сумма)
Основные средства (01) Производственные запасы (10)   Незавершенное производство(20)   Готовая продукция (40)   Касса (50) Расчетный счет (51)                                                 Уставный капитал (85) Фонды специального назначения (88) Краткосрочные кредиты банков (90) Кредиторская задолженность: Поставщики и подрядчики (60) по оплате труда (70)                                
Баланс Баланс

 

Таким образом, хозяйственные операции за месяц изменили статьи баланса и сам баланс.

В активе:

1) увеличилась статья "Производственные запасы" с 50 тыс. руб. до 60 тыс. руб.;

2) увеличилась статья "Незавершенное производство" с 60 тыс. руб. до
70 тыс. руб.;

3) уменьшилась статья "Расчетный счет" с 38 тыс. руб. до 8 тыс. руб.

В пассиве:

1) уменьшилась статья "Фонды специального назначения" с 80 тыс. руб. до 75 тыс. руб.;

2) уменьшилась статья "Кредиторская задолженность поставщикам" с
60 тыс. руб. до 50 тыс. руб.;

3) увеличилась статья "Кредиторская задолженность по оплате труда" с 20 тыс. руб. до 25 тыс. руб.

Сам баланс уменьшился как в активе, так и в пассиве с 400 тыс. руб. до 390 тыс. руб.

Бухгалтерские балансы широко используются для управления предприятием (фирмой) и анализа их финансового положения. Для оценки финансового положения предприятия по данным бухгалтерского баланса рассчитывается четыре группы показателей:

1) ликвидность; 2) деловая активность;

3) рентабельность; 4) платежеспособность и финансовая устойчивость.

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
НА ПРЕДПРИЯТИИ

Особенностью бухгалтерского учета является его строгая и полная документальность.

Бухгалтерским документом называется письменное подтверждение уже свершившейся хозяйственной операции или разрешение на ее выполнение. Документы по назначению делятся на:

· распорядительные (приказы, наряды, доверенности);

· исполнительные или оправдательные (акты, накладные);

· комбинированные (кассовые ордера, авансовые отчеты);

· документы бухгалтерского оформления (справки бухгалтера по расчету износа, налогов).

По характеру отражения информации документы бывают:

· первичные, которые отражают одну хозяйственную операцию в момент ее свершения;

· сводные, которые составляются на основе первичных документов и обобщают суммы по нескольким хозяйственным операциям.

Документы составляются на бумажных и машинных носителях информации и должны содержать обязательные реквизиты:

· наименование и номер документа;

· наименование организации и дату составления;

· основание и содержание хозяйственной операции;

· количественное измерение операции в натуральном и денежном выражении;

· наименование должностей, фамилии и личные подписи участников хозяйственной операции.

Могут быть и дополнительные реквизиты. Существуют типовые формы документов, обязательные для всех предприятий. Движение документов с момента их составления до момента передачи в архив называется документооборотом.

Поступившие в бухгалтерию документы обязательно проходят:

· внешнюю или техническую проверку (чистота, полнота и правильность заполнения всех реквизитов);

· проверку законности всех хозяйственных операций в соответствии с законодательством;

· арифметическую проверку (таксировка, т. е. перемножение количества на цену, подсчет итогов);

· контировку (проставление на документах корреспонденции по синтетическим счетам).

Если в документах обнаружены ошибки, то они исправляются и подтверждаются подписью и датой. В содержании кассовых и банковских документов никакие исправления недопустимы. После проверки документов их содержание переносится в бухгалтерские учетные регистры, затем они распределяются по соответствующим папкам и в конце года сдаются в архив предприятия. В архиве документы хранятся в течение сроков, необходимых для наведения справок. Основная масса документов хранится три года, акты ревизий – пять лет, документы по зарплате – 75 лет, годовые отчеты – постоянно (перечень некоторых первичных документов представлен в Приложении 1) .

Составлению годовых отчетов предшествует инвентаризация всех материальных ценностей предприятия.

Инвентаризация – это проверка фактического наличия и состояния денежных и материальных ценностей, их соответствия данным бухгалтерского учета с целью контроля за их сохранностью и подтверждения реальности баланса предприятия. Для проведения инвентаризации приказом по предприятию создается инвентаризационная комиссия, которая в результате проверки составляет инвентаризационные описи материальных ценностей и акт инвентаризации, которые передает в бухгалтерию. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете. Выявленные недостачи в пределах норм естественной убыли списываются на издержки производства и обращения, остальную недостачу относят за счет виновных лиц или на убытки, если виновное лицо не установлено.