Документооборот и инвентаризация средств
На 1 ноября
Бухгалтерский баланс предприятия
тыс. руб.
Актив | Код строки | На нач. месяца (сумма) | На кон. месяца (сумма) | Пассив | Код строки | На нач. месяца (сумма) | На кон. месяца (сумма) |
Основные средства (01) Производственные запасы (10) Незавершенное производство(20) Готовая продукция (40) Касса (50) Расчетный счет (51) | Уставный капитал (85) Фонды специального назначения (88) Краткосрочные кредиты банков (90) Кредиторская задолженность: Поставщики и подрядчики (60) по оплате труда (70) | ||||||
Баланс | Баланс |
Таким образом, хозяйственные операции за месяц изменили статьи баланса и сам баланс.
В активе:
1) увеличилась статья "Производственные запасы" с 50 тыс. руб. до 60 тыс. руб.;
2) увеличилась статья "Незавершенное производство" с 60 тыс. руб. до
70 тыс. руб.;
3) уменьшилась статья "Расчетный счет" с 38 тыс. руб. до 8 тыс. руб.
В пассиве:
1) уменьшилась статья "Фонды специального назначения" с 80 тыс. руб. до 75 тыс. руб.;
2) уменьшилась статья "Кредиторская задолженность поставщикам" с
60 тыс. руб. до 50 тыс. руб.;
3) увеличилась статья "Кредиторская задолженность по оплате труда" с 20 тыс. руб. до 25 тыс. руб.
Сам баланс уменьшился как в активе, так и в пассиве с 400 тыс. руб. до 390 тыс. руб.
Бухгалтерские балансы широко используются для управления предприятием (фирмой) и анализа их финансового положения. Для оценки финансового положения предприятия по данным бухгалтерского баланса рассчитывается четыре группы показателей:
1) ликвидность; 2) деловая активность;
3) рентабельность; 4) платежеспособность и финансовая устойчивость.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
НА ПРЕДПРИЯТИИ
Особенностью бухгалтерского учета является его строгая и полная документальность.
Бухгалтерским документом называется письменное подтверждение уже свершившейся хозяйственной операции или разрешение на ее выполнение. Документы по назначению делятся на:
· распорядительные (приказы, наряды, доверенности);
· исполнительные или оправдательные (акты, накладные);
· комбинированные (кассовые ордера, авансовые отчеты);
· документы бухгалтерского оформления (справки бухгалтера по расчету износа, налогов).
По характеру отражения информации документы бывают:
· первичные, которые отражают одну хозяйственную операцию в момент ее свершения;
· сводные, которые составляются на основе первичных документов и обобщают суммы по нескольким хозяйственным операциям.
Документы составляются на бумажных и машинных носителях информации и должны содержать обязательные реквизиты:
· наименование и номер документа;
· наименование организации и дату составления;
· основание и содержание хозяйственной операции;
· количественное измерение операции в натуральном и денежном выражении;
· наименование должностей, фамилии и личные подписи участников хозяйственной операции.
Могут быть и дополнительные реквизиты. Существуют типовые формы документов, обязательные для всех предприятий. Движение документов с момента их составления до момента передачи в архив называется документооборотом.
Поступившие в бухгалтерию документы обязательно проходят:
· внешнюю или техническую проверку (чистота, полнота и правильность заполнения всех реквизитов);
· проверку законности всех хозяйственных операций в соответствии с законодательством;
· арифметическую проверку (таксировка, т. е. перемножение количества на цену, подсчет итогов);
· контировку (проставление на документах корреспонденции по синтетическим счетам).
Если в документах обнаружены ошибки, то они исправляются и подтверждаются подписью и датой. В содержании кассовых и банковских документов никакие исправления недопустимы. После проверки документов их содержание переносится в бухгалтерские учетные регистры, затем они распределяются по соответствующим папкам и в конце года сдаются в архив предприятия. В архиве документы хранятся в течение сроков, необходимых для наведения справок. Основная масса документов хранится три года, акты ревизий – пять лет, документы по зарплате – 75 лет, годовые отчеты – постоянно (перечень некоторых первичных документов представлен в Приложении 1) .
Составлению годовых отчетов предшествует инвентаризация всех материальных ценностей предприятия.
Инвентаризация – это проверка фактического наличия и состояния денежных и материальных ценностей, их соответствия данным бухгалтерского учета с целью контроля за их сохранностью и подтверждения реальности баланса предприятия. Для проведения инвентаризации приказом по предприятию создается инвентаризационная комиссия, которая в результате проверки составляет инвентаризационные описи материальных ценностей и акт инвентаризации, которые передает в бухгалтерию. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете. Выявленные недостачи в пределах норм естественной убыли списываются на издержки производства и обращения, остальную недостачу относят за счет виновных лиц или на убытки, если виновное лицо не установлено.