Бухгалтерского учета

Понятие счета, его виды, план счетов

К бухгалтерскому учету

Задачи учета и требования, предъявляемые

Исходя из определения предмета и метода бухгалтерского учета, его основными задачами являются:

· формирование полной и достоверной информации о фактическом состоянии и движении капитала предприятия для внутренних и внешних пользователей;

· своевременное обеспечение необходимой информацией для контроля за соблюдением законодательства, для предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности предприятия, выявления резервов роста прибыли и финансовой устойчивости предприятия;

· совершенствование методологии и организации бухгалтерского учета на основе международных стандартов;

· сохранение коммерческой тайны информации, являющейся конфиденциальной для предприятия, и предоставление ее при необходимости другим пользователям на договорных началах с разработкой соответствующих смет и расценок.

Для решения поставленных задач бухгалтерский учет на предприятии должен отвечать следующим требованиям:

· быть полным, т. е. отражать все имущество предприятия и все хозяйственные операции за отчетный период;

· быть точным, объективным и своевременным;

· быть ясным, доступным, понятным;

· быть экономичным и рациональным.

 

 

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА, ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ, БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

При осуществлении хозяйственной деятельности средства предприятия и их источники непрерывно меняются в большую или меньшую сторону, переходят из одного вида в другой, оформляются, проверяются и регистрируются обязательно первичными бухгалтерскими документами. Содержание первичных документов различными приемами и способами переносится в специальные бухгалтерские документы, называемые регистрами.

Совокупность последовательных приемов и способов, образующих упорядоченную систему отражения средств предприятия, источников образования этих средств (активов и пассивов) и хозяйственных операций в формализованном виде, наглядном для восприятия, составляет сущность метода бухгалтерского учета.

Одним из основных элементов метода является бухгалтерский или синтетический счет.

Бухгалтерский счет – это способ текущего отражения всех изменений, происходящих в составе средств и источников их образования.

Модель счета представляет собой двустороннюю таблицу в виде буквы "Т" и включает в себя элементы:

· название счета, которое соответствует определенному виду или группе однородных средств и их источников (Приложение 2);

· код или номер счета, соответствующий номеру в новом плане счетов бухгалтерского учета для предприятий всех форм собственности (Приложение 2);

· левая часть – дебет, правая часть – кредит (латинское: debet – он имеет, credit – он должен); сокращенно эти названия записывают: дебет – Д-т или Д; кредит – К-т или К;

· сальдо – остаток наличия средств или источников на определенную дату, обычно на начало и конец месяца (конечное сальдо текущего месяца переносится на начало следующего месяца); сокращенно записывают: С-до или С;

· оборот – общая сумма хозяйственных операций за месяц без начального сальдо. Сокращенно записывают: Об, Об-т или О.

Бухгалтерский счет считается открытым, если он представлен в виде схемы, на которой отражены начальное сальдо, хозяйственные операции, обороты, конечное сальдо. Бухгалтерский счет считается закрытым, когда конечное сальдо по счету равно нулю.

Счета, на которых ведется бухгалтерский учет активов предприятия, называются активными синтетическими счетами.

На активных счетах сальдо записывается по дебету счета, увеличение средств отражается по дебету, уменьшение – по кредиту.

Сальдо конечное активного счета определяется по формуле:

ДСК = ДСН + ДО – КО (1),

где ДСК – дебетовое сальдо конечное;

ДСН – дебетовое сально начальное;

ДО – дебетовый оборот;

КО – кредитовый оборот.

Схема активного счета имеет вид:

Счет ________________

название и код

 

Дебет Кредит
Сальдо начальное (сумма) Запись хозяйственных операций, увеличивающих средства (+) (сумма)   Запись хозяйственных операций, уменьшающих средства (-) (сумма)
Оборот по дебету счета (сумма всех хозяйственных операций без сальдо начального) Оборот по кредиту счета (сумма всех хозяйственных операций без сальдо начального)
Сальдо конечное (сумма)  

 

Пример. Остаток основных средств на начало месяца на предприятии "Мех" составил 100 млн. руб. Хозяйственные операции на предприятии за месяц:

1) предприятие приобрело компьютер стоимостью 20 млн. руб.;

2) получен безвозмездно ксерокс стоимостью 15 млн. руб.;

3) списана старая мебель на 10 млн. руб.;

4) передано дочернему предприятию швейное оборудование стоимостью 8 млн. руб.

Отразить хозяйственные операции на схеме счета и определить конечное сальдо.

По содержанию примера очевидно, что объектом учета являются основные средства предприятия, которые относятся к внеоборотным активам и по плану счетов бухгалтерского учета отражаются на активном синтетическом счете – "Основные средства", номер 01. Поэтому сальдо начальное – 100 млн. руб. необходимо на схеме счета записать в дебет счета 01 "Основные средства". Хозяйственные операции 1 и 2 означают поступление основных средств на предприятие, т. е. их увеличение, поэтому будут отражаться по дебету счета и дебетовый оборот составит
35 млн. руб. (20 млн. руб. + 15 млн. руб.). Хозяйственные операции 3 и 4 означают выбытие основных средств на предприятии, т. е. их уменьшение, поэтому будут отражаться по кредиту счета и кредитовый оборот будет 18 млн. руб. (10 млн. руб. + 8 млн. руб.). По формуле 1 сальдо конечное равно:

100 млн. руб. + 35 млн. руб. – 18 млн. руб. = 117 млн. руб.

Отразим хозяйственные операции на схеме активного счета.