Принципы разработки моделей прогнозирования

Требования к моделям прогнозирования

Способ синтеза прогнозной модели

Уточнение описания объекта прогнозирования

Первичное описание объекта прогнозирования

Методические принципы анализа объекта прогнозирования

- адекватность

- от общего к частному

- определение и идентификация объекта

- обобщенные показатели и характеристики объекта

- ограничения и условия

- цели и задачи разработки прогноза

- исходные предпосылки и данные для разработки прогноза

- детализация

- обобщение, агрегирование

- адекватность системы измерений

- релевантность, достоверность и достаточность исходных данных по отношению к выбранному методу прогнозирования

- объектный – поэлементное деление (система/подсистема) крупных сложных объектов

- функциональный – деление на основе функциональной специализации

- смешанный, объектно-функциональный

Модели объекта прогнозирования:

Управленческие модели:

- функциональные (структурно-функциональные)

- модели физических процессов (как правило, формулы или константы)

- экономические модели (формулы или алгоритмы)

- процедурные модели (бизнес-процессы)

По методам:

- экспертные модели (неформализованное описание): Мозговой штурм, метод Дельфи, синектические подходы

- имитационное моделирование

- экспертные системы

По формам

- вербальные (словесные)

- графические (кривые, номограммы, чертежи и др.)

- блок-схемы, матрицы

- математическое описание

- имитационная модель


– обеспечение полноты, адаптивности и эволюционности

– необходимый и достаточный уровень абстрактности

– соблюдение лимита трудоемкости

– техническая реализуемость

– полезность

– преемственность

– «обратная связь»

– компромисс между точностью и сложностью

– баланс точности

o соразмерность систематической и случайной погрешности

o соразмерность точности элементов модели

o соразмерность погрешности данных и результатов

o - достаточное разнообразие элементов модели

– наглядность

– блочность

– специализация

Классификация инновационного организационного
поведения предприятий (на базе биологического
подхода Л. Г. Раменского)

1. эксплерентное организационное поведение – характеризуется выходом на рынок с новым (радикально инновационным) продуктом и захватом части рынка или формированием нового рынка (новой отрасли);

2. виолентное организационное поведение – характерно для крупных компаний, осуществляющих массовое производство; проявляется как выход на массовый рынок с собственной или приобретенной новой продукцией и опережение конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба;

3. патиентное организационное поведение – заключается в приспособлении к узким сегментамширокого рынка (нишам) за счет специализации производства новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками;

4. коммутантное организационное поведение – состоит в приспособлении к условиям спроса местного рынка, в заполнении незанятых ниш, по тем или иным причинам не привлекательным для виолентов и патиентов, в освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, в имитации новинок (что позволяет распротранять их среди широких слоев потребителей).


Соответствие классификаций организационного
инновационного поведения
(по Л. Г. Раменскому и Х. Фризевинкелю)

Признаки организационного поведения Тип конкурентного поведения (по классификации Л. Г. Раменского)
Виоленты Патиенты Эксплеренты Коммутанты
Тип предприятия (по классификации Х. Фризевинкеля)
Гордые Львы, Могучие Слоны, Неповоротливые Бегемоты Хитрые Лисы Первые Ласточки Серые Мыши
Уровень конкуренции Высокий Низкий Средний Средний
Новизна отрасли Новые Зрелые Новые Любые
Какие потребности об­служивает Массовые, стандартные Массовые, нестандартные Инновацион­ные Локальные
Профиль производства Массовое Специализированное Эксперимен­тальное Универсальное мелкое
Размер компании Крупные Любые Средние и мелкие Мелкие
Устойчивость компании Высокая Высокая Низкая Низкая
Расходы на НИОКР Высокие Средние Высокие Отсутствуют
Факторы конку­рентной силы, пре­имущества Высокая производительность Адаптация к особому рынку Опережение в нововведениях Гибкость
Динамизм развития Высокий Средний Высокий Низкий
Издержки Низкие Средние Низкие Низкие
Качество продукции Среднее Высокое Среднее Любое
Ассортимент Средний Узкий Монопродукт Узкий
Тип НИОКР Улучшающий Приспособи­тельный Прорывной Не проводят
Сбытовая сеть Собственная или контроли­руемая Собственная или контроли­руемая Отсутствует Отсутствует
Реклама Массовая Специализированная Отсутствует Местная или отсутствует

 


Эксплеренты («Первые Ласточки»)

 
 

Предприятия-эксплеренты (первые ласточки) – в основном небольшие организации. Главная роль в экономике – инновационная, состоит в создании радикальных, прорывных нововведений: новых продуктов и новых технологий во всех отраслях экономики. Нередко их деятельность предопределяет формирование новых отраслей и видов бизнеса. Отличаются своей целеустремленностью, преданностью идее, высоким профессиональным уровнем своих сотрудников и их лидера, большими удельными расходами на НИОКР.