Признаки инновационности

Различия инновационного и стабильного процессов

Характеристика процесса Инновационный процесс Стабильный процесс
Конечная цель Удовлетворение новой общественной потребности Удовлетворение сложившейся общественной потребности
Пути достижения цели Многочисленны и неопределенны. Требуется разработка стратегий Немногочисленны, известен оптимальный (наилучший)
Риск при достижении цели Высокий Низкий
Тип процесса Дискретный Непрерывный
Управляемость, возмож­ности планирования Низкая. Необходимо стратегическое управление Высокие
Планы Долгосрочные, возможна их корректировка Краткосрочные, директивные задания
Развитие системы, в рамках которой осуществляется процесс Переход на новый уровень развития. Необходим проект и программа реализации изменений Сохранение данного уровня развития
Взаимодействие интересов участников финансирования процесса Вступает в противоречия Основывается на них
Степень совпадения интересов участников Низкая Высокая
Распределение сфер ответственности Перераспределяет Стабилизирует
Формы организации Гибкие, со слабой структуризацией Жесткие, основаны на нормах и регламентах

Инновация (англ. «innovation») означает нововведение как результат практического (или научно-технического) освоения новшества. В современной концепции инноватики принято различать ново­введения-продукты, нововведения-процессы (производственно-технологические), модификации продуктов и услуг.

Подновшествомследует понимать новое явление (открытие, новое теоретическое знание), новый ме­тод (принцип), изобретение, коммерциализацию нововведе­ний (включая маркетинг).

Изобретением считается новое, обладающее сущест­венными отличиями техническое решение задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, облегчает и обеспечивает безопасность труда.

– новизна

– реализуемость

– востребованность

– устойчиво воспроизводимый полезный эффект

Классификатор новаций,
инновационных процессов, нововведений

Базовые признаки объектов классификации Группировка типологических понятий по базовым признакам
1.1. Новации (новшества) 1.1.1. – научно-технические, 1.1.2. – технологические, 1.1.3. – экономические, 1.1.4. – организационные, 1.1.5. – управленческие
1.2. Степень новизны идеи 1.2.1. – абсолютная, 1.2.2. – относительная, 1.2.3. – условная, 1.2.4. – частная,
1.3. Инновационный потенциал 1.3.1. – радикальный, 1.3.2. – комбинированный, 1.3.3. – модифицированный.
2.1. Инновационные процессы 2.1.1. – основные цели, 2.1.2. – время проведения, 2.1.3. – стоимость, 2.1.4. – инвестиции, 2.1.5. – риски (экономические, коммерческие).
2.2. Особенности организации инновационных процессов 2.2.1. – внутриорганизационные, 2.2.2. – межорганизационные, 2.2.3. – проектно-программные, 2.2.4. – конкурсные.
3.1. Нововведения (инновации) 3.1.1. – простой продукт, 3.1.2. – сложный инновационный продукт, 3.1.3. – модификации продуктов, 3.1.4. – технологические процессы, 3.1.5. – услуги.
3.2. Уровень разработки и распространения нововведений 3.2.1. – государственный, 3.2.2. – регионально-республиканский, 3.2.3. – отраслевой, 3.2.4. – корпоративный, 3.2.5. – фирменный.
3.3. Распространения нововведений 3.3.1. – промышленная, 3.3.2. – научно-педагогическая, 3.3.3. – правовая.

Классификация инновационных процессов и нововведений

Базовые признаки объектов классификации Группирование по установленным признакам
Содержание новаций Технические, технологические, экономические, управленческие, организационные
Степень новизны Абсолютная, относительная, условная, частная
Варианты организации Внутрикорпоративные, программные, конкурсные
Потенциал новаций Радикальные, комбинированные, модифицированные
Особенности инновационных процессов Внутриорганизационные, межорганизационные, различающиеся по длительности этапов
Уровень разработки и распространения нововведений Государственные, республиканские, региональные, отраслевые, корпоративные, фирменные
Сферы разработки и распространения нововведений Промышленные, финансовые, торгово-посред­нические, научно-педагогические, правовые
Особенности характера нововведений Простой продукт, модификация сложного продукта предыдущего технологического уклада, инновационный продукт, услуги